Рецензия на книгу
The Thousand Autumns of Jacob De Zoet
David Mitchell
Аноним28 мая 2022 г.Столь длинное название романа шептало мне одновременно о чем-то эпичном (тысяча), романтичном (осень) и глубоко личном (Якоб де Зут). На деле же эпичность обернулась затянутостью, личность – картонностью (большинства персонажей), романтичность – обыденностью. Но обо всем по порядку.
Первые же главы вызвали удивление: эпический, исторический роман посвящен… «маленькому человеку»! Да-да, в центре его Якоб де Зут, а он из тех самых «слабых» героев, которые придут на помощь, «когда Мудрые дрогнут», из тех, «чей первый долг – слушать свою совесть, потому что совесть дал ему Бог». Он – писарь, как Ансельм или Акакий Акакиевич. Хотя, по сравнению с ними, не занимать ему и практической жилки, и некой приземленности…
Вырос писатель и относительно построения романа. Если «Облачный атлас», на мой вкус и особенно по сравнению с фильмом, оказался деревянным, то композиция «Тысячи осеней» радует куда больше: название (место) и подзаголовок (время) каждой главы отражают хронотоп, каждая часть начинается с «затравки», словно бы не связанной с последующим/предшествующим текстом, и лишь затем, как из тумана, возникают нити, связывающие отдельные эпизоды и персонажей.
Что меня по-настоящему захватило, так это история женщины, оказавшейся в некоем подобии антиутопичного общества (секты), но не сломившейся, сохранившей совесть, достоинство и силу. В примечаниях приведен целый список самоповторов Д. Митчелла и перекличек с другими его романами; читая же эту часть, так и хотелось воскликнуть: «Ну, привет, Сонми зачеркнуто Орито Аибагава!»
А вот все остальное, увы, относится к минусам произведения. Собственно, интерес вызвали лишь вторая часть и немного третья. Но для того, чтобы с ними ознакомиться, нужно пройти целое испытание. А дальше можно просто привести простые литературоведческие пропорции:
• Чтобы продраться к Эко, нужно прочитать 1 главу = 10 хардовых страниц
• Чтобы продраться к Джойсу, нужно прочитать 3 эпизода = 70 хардовых страниц
• Чтобы продраться к Митчеллу, нужно прочитать 1 часть романа = 260 (двести шестьдесят!) скучных, вялотекущих страниц (и да, вялотекущих – в прямом смысле этого слова: на 90% они состоят из воды)
Вопрос задачи: какова вероятность, что после этого я захочу вернуться к творчеству Д. Митчелла и отдельно «Тысяче осеней…»?Впрочем, не только первая часть, но в целом весь роман состоит из воды. Поэтому читался он примерно как в том самом ролике КВН:
ЯКОБ ДЕ ЗУТ ПРИБЫВАЕТ НА ДЭДЗИМУ – (бла-бла-бла) – ЯКОБ ДЕ ЗУТ ВЛЮБЛЯЕТСЯ В ОРИТО – (бла-бла-бла) – ЯКОБ ДЕ ЗУТ ПРОВИНИЛСЯ – (бла-бла-бла) – ОРИТО ОТПРАВЛЯЮТ В МОНАСТЫРЬ – (бла-бла-бла)Более того, в этот раз я даже к аудиоверсии обратилась, чем обычно не увлекаюсь, а здесь вот прямо зашло (и перевод там, кажется, был получше), еще и жалела, что в плеере нет кнопки «ускорить». Произведение можно было бы сократить вдвое, если б Митчелл не строил из себя недо-Толстого (который Лев), потому что большая часть объема – сотрясание воздуха: ни философских откровений, ни особых исторических фактов замечено не было. А еще постоянно хотелось спросить: «Автор, вам, часом, не надо пройти в туалет?» - настолько часто упоминались подробности «ниже пояса».
И вот после всех этих мучений еще и финал вышел совсем не на радость читателям, хотя, может, и жизненно.
Словом, кто называет произведение шедевром – для меня загадка.Содержит спойлеры6622