Рецензия на книгу
Дженни Герхардт
Теодор Драйзер
Аноним18 июля 2013 г.Роман «Джени Гердхардт» достоин внимания хотя бы потому, что способен напомнить о человеческих ценностях и вернуть приоритеты, перепутанные в течение многих лет и даже веков, на свои места. В основе этого произведения кроется не просто тяжелая судьба бедной девушки с богатой душой и сердцем, способным на совершенно неземные чувства. Ее сущность неотделима от сущности ее возлюбленного-Лестера Кейна-человека сильного, принципиального, индивидуалиста, как ему самому это, пожалуй, кажется. Казалось бы, богатый, образованный наследник отца-миллионера, завоевавший робкую, еще совсем юною служанку с запятнанным прошлым, должен оказывать на нее сильнейшее воздействие, формировать ее, как скульптор вылепливать ее характер, при этом оставаться верным себе и своему воспитанию. И в один момент так и происходит: в Дженни появляются нотки напористости, нерешительность немного сменяется уверенностью. Однако, погружаясь в роман чуть глубже, между строк можно заметить одну вещь: Дженни, совершенно неосознанно, как человек бесхитростный, «сеет» в душе Лестера совесть – то, что давно утратили люди его класса. Она ненавязчиво обтачивает Лестера Кейна, как вода скалу. Эта аллегория очень подходящая, учитывая неприступность и твёрдость характера Л. Кейна. Как Дженни, сама нежность, доброта и робость, смогла сделать это? Девушка, со столь наивной, но правдивой жизненной философией, которая просто не актуальна в обществе эгоистов и толстосумов : «Ничего нет реального и вечного, кроме доброты, сердечной, человеческой доброты. Все остальное преходяще, как сон» -это ее кредо. Дженни Гердхардт, как мне кажется, по замыслу автора, - это капля альтруизма в океане мирового эго. Одной из центральных идей романа как раз является борьба этих двух явлений – совести и эго. В данном случае, борьба разворачивается в Лестере. Он занимает главною роль во второй половине романа, а Дженни неосознанно нитью добродетели пронизывает душу Лестера, питает его совесть, в противовес этому, все великосветское общество со своим «уставом», семья Лестера Кейна, которая, как бы он этого ни отрицал, имеет для него авторитет, осуждает его связь, заставляет его эго выступать на первый план. Как известно, всегда приходится чем-то жертвовать…Жизнь с Дженни кажется Лестеру недостаточно счастливой, так как с ней он упускает возможность самореализации. Отказавшись от Дженни он понимает, что угодил не себе, но обществу, чье эстетическое мировоззрение крайне далеко от идеала, а в награду получил лишь их одобрение, которое на смертном одре просто не имеет никакой ценности.
Теодор Драйзер, посредством переживаний в паре Лестера и Дженни, показывает свое отношение к капиталистической морали: все эти великосветские манеры, обычаи, понятия о плохом и хорошем – полная противоположности истиной добродетели. Общество капиталистической Америки никогда не снизойдёт до деталей, оно не смотрит вглубь, оно умеет только осуждать, оно изуродовано ханжеством, для него важно только видимое глазу, поверхностное. Люди, блюдущие эти манеры и играющие по правилам элиты, считаются эталоном добродетели и праведности. Для того, чтобы на контрасте продемонстрировать заблуждение аристократии, Драйзер (по образу своего собственного отца) «написал» Гердхарда – набожного, нетребовательного, до мозга костей честного перед богом, однако не всегда перед собой, неприхотливого отца Дженни. Сравнивая эпизоды похорон Гредхарда и Лестера, можно воочию узреть, кто действительно праведен, а кто всю свою жизнь разменял на «показуху». Однако, набожность – это еще не все, что содержит добродетель. Осужденная чуть ли не всем миром Дженни – вот кто эталон праведности. Как говориться, если все против тебя, это еще не значит, что ты не прав. Дженни Гердхардт – явное подтверждение этому. В своей жизни она руководствуется только любовью к своим ближним, и роковая ошибка, совершенная ею в детстве - это тоже плод ее любви. Просто сердце кровью обливается за этого ангела во плоти, видя, сколько всего она сумела простить! Действительно простить, а не создать видимость. Еще одно ее поражающее качество – «Она умеет страдать, не жалуясь» - так писал о ней Драйзер. Так вот ответ на вопрос, как же слабая, бесхитростная, робкая, не умеющая за себя постоять Дженни надломила в душе Лестера авторитет эго и заставила в конечном итоге его совести одержать победу? Все дело в том, что сила – не в силе. Сила в том, чтобы усмирить в себе все злое, искоренить все темное из своей души. И Дженни, одна на миллион, сумела сделать это! Это божественность. И если она вмешивается в нашу жизнь, даже самый стойкий и закостенелый эгоист не сможет устоять перед нею.
Таких людей, как Дженни, не существует в природе. Это утопический персонаж. Но каждый должен стремиться обрести ту верность себе, которую хранит в себе эта героиня. Быть честным и чистым перед собой – вот смысл жизни и ее самое сложное испытание.341