Рецензия на книгу
Предательства
Бриджет Коллинз
Аноним23 мая 2022 г.Попытка поиграть в Шекспира
Книга о магистрах Большой Игры, ищущих своё призвание в искусстве, которое само по себе оказывается частью политики. Параллельно описывается прошлое персонажей, которое прекрасно раскрывает любовную линию. И вот второе удалось автору куда как лучше, чем попытка сыграть в антиутопию.
Автор задаёт некий мир, без времени и места, в котором существует, опять же, некая Большая Игра. Так как всё вертится вокруг неё, хотелось бы внести больше понимания или, наоборот, меньше. Сейчас объяснюсь. Из вступительной лекции магистра мы узнаём, что Большая Игра - это сплав всех искусств, включая математику, который в совокупности приобретает новые черты, не присущие ни одной из составляющих, я обозначаю это как свойство эмерджентности. Предвосхищение чего-то грандиозного следовало либо оставить в дымке таинственности (каждый читатель в меру опыта и вкусов представит себе нечто неординарное), либо выдержать заданный тон. Увы, последующие сцены крупными мазками обознают простенькую сцену игры на музыкальных инструментах. Я ничего не имею против филармонии, я боготворю искусство музыки, но автор задавал совсем иную планку, замахнулся на нечто особенное, доселе невиданное. И не смог удержать Большую Игру на заданном пьедестале.
Тем же грешит и мир вокруг древней академии "Монвер". Автор намечает конфликты политики и религии, окончательную религиозную сегрегацию, гонения на христиан. Но каковы истоки конфликта? В чём его суть, к чему он ведёт, зачем это нужно политикам? Ответа нет и не будет. Главные герои периодически жалеют христиан, даже совершают пару маленьких деяний в их пользу, но это никак не влияет ни на их жизнь, ни на сюжет. Странный конфликт, без начала и конца, без кульминации, повис на сюжете как чага на берёзе. Вроде, можно и обойтись, но вот он, здесь, существует.
Хромает стиль подачи повествования. Часть глав ведётся от лица бывшего министра культуры Лео Мартина, другая часть - магистра Игры Клэр Драйден, ещё немного - от девочки-крысы. И всё это перебивается дневником молодого Лео - студента. Я не очень люблю подачу текста от разных лиц, но когда ещё и сменяется тип повествования (именно вдобавок к множественности лиц), дела совсем плохи. Кажется, что автор просто не знает, как грамотно построить историю.
Зато автору очень хорошо передаются переживания. Любовная линия со своими загадками и интригами в стиле Шекспира "Двенадцатая ночь" великолепна.
Теперь о персонажах. Автор от лица Клэр часто упоминает, что женщин недооценивают в этом мире, не дают им стать магистрами Большой Игры. Проблема в том, что после прочтения книги я бы тоже не доверяла женщинам. Таких истерик, производимых главной героиней, я давненько не встречала. В то время как мужчины сохраняют лицо, пытаются на совещании аргументированно принять решение, Клэр начинает по-детски наивно и агрессивно выражать неудовольствие, с юношеским максимализмом (хотя уже переросла его) кричать, что академия не должна зависеть от политики партии. При этом в начале произведения Клэр дуется (иначе просто не скажешь, настолько это по-детски) на коллег-мужчин за то, что их мужское естество, в отличие от женского, не мешает им работать (имея в виду то, что она опоздала на совещание из-за невовремя начавшихся регул). Как после такого серьёзно рассуждать о роли женщины в политике и жизни общества?
Линия девочки-крысы чаще всего раздражала своей бессмысленностью и самоповторами. Как я поняла, она была введена исключительно для решения сюжетного конфликта в конце, но по закону жанра включена в сюжет заранее, чтобы не быть роялем в кустах. Должна сказать, что это так не работает на самом деле. Введённый в сюжет рояль в кустах заранее, который просто там стоит, и о котором нам время от времени напоминают, не вкладывает ничего в идею произведения, раздражает отсутствием явной необходимости. Более того, я сама вижу другие пути решения последнего сюжетного конфликта, которые даже лучше раскрыли бы характеры персонажей и не дали провиснуть теме религиозных гонений. К сожалению, автор предпочла путь наименьшего сопротивления.
Всё произведение очень пытается быть похожим на шедевры Шекспира. Начиная с сюжетных поворотов и заканчивая крупными штрихами в области политики. Эта аллюзия мне понравилась, как и любовная линия, проведённая автором. Если бы хорошенько почистить произведение, убрать лишних персонажей, добавить местами деталей, а местами - отдалиться для видения картины в целом, а не её кусочка, а также позволить персонажам вырасти из пубертатного периода, получилась бы достойная книга.
41,1K