Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Queen of Nothing

Holly Black

  • Аватар пользователя
    Аноним22 мая 2022 г.

    Мем смешной, ситуация страшная (c)


    Трилогия Холли Блэк «Воздушный народец» — это, наверное, пример самого быстрого переобувания персонажа из эгоистичного паршивца в героя, который я помню.

    Я захотела прочитать её после того, как увидела необыкновенные иллюстрации Gabrielle Ragusi: разговор Кардана и Джуд на коронации принца Дайна, вторую коронацию, предложение и королевскую чету. За этими работами (особенно за коронацией, ах эта осень цвета золота!) стояла какая-то захватывающая предыстория.

    Завязка интересна: однажды в дом, где живут Джуд, её сёстры (Тарин и Викки) и родители, приходит незнакомец. Это фейри Мадок, которого обманула их мать. За это чужак убивает родителей, а трёх сестёр забирает в волшебную страну и растит как дочерей из-за специфического кодекса чести.

    Близняшки Джуд и Тарин ищут своё место в мире, где жалкие смертные не котируются. Тарин хочет получить вес в обществе за счёт брака с представителем волшебного народа. Джуд готова день и ночь тренироваться, чтобы стать рыцарем при дворе Верховного Короля. Тогда у неё будут сила и положение, чтобы защитить себя и Тарин.

    Врагов у Джуд всего четверо. Но как на подбор: шестой в очереди к трону принц, любимая дочь морской владычицы и двое их подпевал. Всю первую половину книги «Жестокий принц» четвёрка старается унизить и растоптать Джуд (а кое-кто даже убить), что заставляет девушку сильнее желать силы и власти.

    История написана очень хорошо. Автор постоянно подбрасывает намёки на будущие предательства и адреналиновые сюжетные повороты. Тут есть сцена в духе мартиновской Красной Свадьбы, которую я не ожидала и потому сидела с открытым ртом, дрожащими руками переворачивала страницы. Есть занятные описания традиций волшебного народа — о, это не мудрые и прекрасные эльфы Третьей Эпохи, это жестокие к человеку фейри из легенд!

    Сюжет хорош, но главные герои мне не понравились.

    Как я уже говорила, Кардана очень быстро переводят из мерзавцев в герои. Причём где-то за кадром, недостаточно объясняя его поступки.

    В первой книге Кардан — обуза для королевской семьи, он интересуется вином, красавицами и тем, как больнее уязвить выскочку Джуд. Они ненавидят друг друга до дрожи… Поэтому когда Джуд держит нож у его горла, ей приходит в голову поцеловать его. Ну, почему нет? Самое логичное, когда угрожаешь врагу! Всю оставшуюся часть книги принц и Джуд вынужденно сотрудничают до финального сюжетного поворота.

    Между первой и второй книгой («Злой король») проходит примерно пять месяцев, в течение которых Кардан, по мнению Джуд, чаще всего пьян и бесполезен.

    Во второй части от их недавнего сотрудничества не осталось и следа. Кардан многое делает назло Джуд (или же не мешает другим это делать), пьёт и кутит. Джуд внезапно начинает испытывать к нему тёплые чувства и не может забыть тот поцелуй. Постепенно она узнает пророчество: если Кардан станет королём, то он уничтожит трон и корону. Упс!

    Какой-то прогресс у принца происходит лишь тогда, когда Кардан на месяц остаётся без Джуд. При следующей встрече он вдруг оказывается рациональным правителем, величественным как Арагорн и крутым как Терминатор. Без единой стрелы усмиряет взбунтовавшегося союзника... И тут же подставляет главную героиню. Кто бы сомневался!

    После этого я ожидала, что новая встреча произойдёт на поле боя, причём Джуд его непременно убьёт. Но это всё же любовная история.

    Поэтому в третьей книге («Королева ничего») Джуд злится, не в силах простить и ни о ком другом думать уже не может. А Кардан вообще становится справедливым королём и пылким влюблённым, который ради неё проберётся даже в тыл к врагу.

    Внезапно другой персонаж начинает обелять перед героиней все самые неприятные поступки Кардана по отношению к Джуд из первой книги. В итоге получается, что он её всегда любил, но она всё не так понимала, а он не умел нормально проявлять привязанность и благородство души. Счастливый финал, занавес.

    Не верю.

    Это выглядит как очередная история про красавицу и чудовище, где любовь изменила его. Книги по психологии отношений с соседней полки кричат, что такое, увы, не работает. Если он козёл, то не надо думать, что любовь, пинок и вера его изменят. Если она хочет от него денег, власти и влияния, то не надо ожидать, что она разглядит его душевные качества и полюбит. Насколько нужно вкладывать такую сладкую обманку в подростковую литературу — вопрос.

    Уже прочитав трилогию, я долго думала и не могла понять, что же саднит в ней как заноза, не нравится мне. И поняла: наверное, Джуд нужна не любовь до гроба, а хороший психотерапевт.

    В первой книге сестра раз за разом предлагала Джуд «гибкие» способы решить конфликт с принцем: лишь для вида признать его превосходство и остаться при своём мнении, пожаловаться приёмному отцу, прекратить посещать те места, где они пересекаются. Джуд отказывалась и гнула свою линию: я должна им показать, мне надо себе доказать, они не сломают меня.

    Когда другая сестра предложила сбежать в мир смертных, Джуд тоже отказалась. Она не хочет сдаваться, нет! Она рвётся достигнуть того уровня, когда всем придётся признать её: и приёмному отцу Мадоку, не отнёсшемуся к затее с рыцарством всерьёз, и принцу с подпевалами, и всему двору.

    В подростковом возрасте меня бы восхитил стальной стержень в характере героини. Но читая эту книгу в 29 лет, я видела уже тревожные звоночки, а не пример для подражания.

    Хотя в первой книге кажется, что Джуд ненавидит принца и безразлична к нему, Кардан — это то, чего у неё нет. Его уважают не за личные качества и успехи (и то, и то оставляет желать лучшего), а просто по праву рождения. Он и его друзья — воплощение всего, чего хочет добиться Джуд. Она боится его, поэтому хочет заставить бояться или уважать себя. Страх, унижения и обесценивание — не самый здоровый фон для поцелуя и романтической линии. Да и нож у горла на это будто намекает.

    Но для такой линии поведения и помешательства на власти у неё должны быть причины. Их хватает: в семье Мадока нормально жить сможет только очень сильный или непробиваемо-чёрствый человек.

    • Мадок убил родителей Джуд, и она ненавидела его. Со временем их отношения меняются, всё больше напоминают терпеливого отца и своевольную дочь. Но Джуд знает, что он не ждёт от неё многого. Поэтому она жаждет доказать Мадоку, что он ошибается на её счёт, даже если доказывать придётся в ущерб себе. При этом ей всё равно хочется одобрения Мадока. А он готов похвалить Джуд лишь за её спиной. Чем дальше, тем опаснее становится их конфликт, перерастая в борьбу за власть. В итоге это почти стоит Джуд жизни. Даже в конце истории какого-то тёплого и доверительного взаимодействия между ней и Мадоком нет — они всё дальше друг от друга.

    • Близнец. В первой книге Джуд за неё горой, но Тарин отвечает предательством. Причиной раздора становится нежная любовь третьего персонажа, за которого (и за обман доверия) Джуд уже готова сцепиться с Тарин. Героя-любовника, кстати, переобуют в злодея также быстро, как Кардана — в положительного персонажа. Джуд тяжело переживает обман сестры… и слепо позволяет предать себя во второй книге, поведясь на сестринскую заботу «как прежде». В третьей части вновь протягивает руку помощи из-за того, что верит, что её привязанность к Тарин взаимна.

    • Даже с женой Мадока не сложилось. Не раз Джуд замечает, что та холодна к ней, никогда не относилась как к Тарин. Джуд постоянно делает вид, что ей всё равно, но в этом слышится старая, уже привычная обида. Она хочет любви, но не умеет найти подход к приёмной матери.

    • Оук. Это неродной брат. Джуд обожает мальчика и тянется к нему, но приёмная мать уверена, что девчонка притворяется и непременно причинит зло Оуку. Поэтому даже с бесхитростным ребёнком Джуд может играть и общаться лишь до тех пор, пока это не заметит матушка.

    В общем, у Джуд нет никого, кому можно довериться, кто просто любит её и поддерживает. Она может только доказывать, убеждать, бороться и надеяться, что желанная власть даст хоть какую-то безопасность.

    А как иначе в такой семье?

    Нормальными мне казались только отношения даже не второстепенных, а третьестепенных персонажей. Фейри Северин и его любовник-человек, которые появились всего несколько раз, но явно умели доверять друг другу и общаться на равных. Правитель одного из Нижних Домов, искренне беспокоившийся о раненной жене (в их сценах тоже видны доверие, забота).

    Внезапно — Хизер. Она оказалась достаточно зрелой психологически, чтобы не стерпеть предательства от подруги. А когда решила дать второй шанс, то сделала это на своих условиях и не унижая подругу.

    Как говорится, «мем смешной, ситуация страшная». Трилогия увлекательная, ситуация и окружение Джуд ужасают.

    P. S. Отдельно хочу похвалить то, как Джуд решила судьбу Змея. Ожидаемо, но очень мудро и красиво.

    Содержит спойлеры
    10
    366