Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Темные аллеи

Иван Бунин

  • Аватар пользователя
    Аноним12 июля 2013 г.

    На объективную оценку не претендую. Так я почувствовала эти тексты.

    Поначалу все было горько, тоскливо и однообразно. Правда, живописно до такой степени, что мое воображение жителя асфальтовых джунглей взбунтовалось и решительно отказалось мысленно рисовать картины, описанные витиеватыми и замысловатыми пассажами. Да, красиво, если задуматься, но чтоб так видеть, думать, воспринимать окружающий мир, надо быть художником. А я от этого бесконечно далека...
    Я читаю истории, а от таких сюжетов впору взвыть. Лейтмотив: как барин девок портил - поматросил и бросил. В каждом рассказе одно и то же: вспышка страсти, секс, трагедия. Уж и стрелялись, и душили, и травились, и с детьми бросали, и без детей - а безнадега непереходящая и подлость повсеместная, и не чувства, а только похоть, и воспоминания на склоне лет вроде как сладкие, нежные, а все о том же - о собственной юной похоти и подлости.
    А дальше то ли просто настроение у меня было другое, то ли Козерог в Водолее, а может, в самом деле тон и манера рассказчика существенно изменились, но меня вдруг тронуло. В первый раз на рассказе "Мадрид". Запомнились и понравились ещё: Холодная осень, Ворон, Сто рупий, Ночлег.
    Рассказ Чистый понедельник был давным-давно прочитан и любим. Вот что я писала о нем когда-то, после первого прочтения:
    Прочла совершенно случайно, и сразу накрыло.
    И вот что... Мне кажется, я понимаю, почему она ушла в монастырь. Она страдала от конфликта духовного и телесного. Ей дано было замечательное тело, которое умело наслаждаться: и ела она с отменнным аппетитом, и с удовольствие поглощала шоколад, и ещё что-то там, остальных деталей я не запомнила... Ну чистая "белая сенсорика", как говорят в соционике. Но при этом она удивлялась, как людям не надоедает есть по три раза в день, и шоклад, казалось, совсем не был ей нужен... Пренебрегала она этими простыми земными радостями. Презирала "капустники" и прочие развлечения того времени, потому что не находила в них возможностей для духовной жизни. А жизнью телесной брезговала. Вот и решила в последний раз попытаться упасть так низко, чтоб ниже уже некуда было падать. Потому и пошла на капустник. Исход был предрешен. Она заранее готовилась к этой ночи как стыдной, телесной, грязной. И ушла в монастырь в поисках духовной жизни, отбросив телесную. Она говорила, что "это не религия". И правда, для нее это не было религиозностью. Это был индивидуальный духовный поиск.
    Но это ещё не всё. Дальше, думается мне, самое интересное. Любовь главного героя не была телесной, животной, как ей казалось. Конечно, он жаждал поцелуев и ласк - он ведь живой мужчина, не евнух! Но при этом довольствовался лишь тем, что она позволяла, и готов был довольствоваться этим вечно, и был счастлив. Это ли не платоническая, духовная, настоящая любовь? Для него не существовало конфликта духовного и телесного, этот персонаж гармоничен, так как его дух нашел себя на пути любви. И такую любовь, чистую, искреннюю, она растоптала не глядя, считая животным порывом, решив (не из религиозности, просто под влиянием впечатлений), что по пути религии к истине ближе! Поэтому мой главный вывод: как же недалеко зашла в своем духовном поиске та, кто так опрометчиво растоптала чужую душу, душу гармоничную, любящую, близкую к идеалу. Ничего она не понимает в духовности, к которой так стремится...

    Пожалуй, не советую читать весь сборник сразу - приедается. Лучше - отдельные рассказы.

    15
    76