Рецензия на книгу
Обрыв
Иван Гончаров
reader-657825414 мая 2022 г.Барышня и нигилист
Девятнадцатый век - время возникновения разнообразных революционных идей, бесконечных дискуссий об освобождении народа, о том, кто займет центральное место на исторической арене. Не все идеи завершились позитивными изменениями в жизни русского общества. Да и народ так и не начал жить лучше даже после отмены крепостного права.
Можно сделать вывод, что к концу девятнадцатого века настоящие изменения произошли только с женской эмансипацией. Самые передовые, тонко чувствующие девушки перестали связывать понятие о женском счастье только с удачным замужеством и ролью многодетной матери. Конечно, добиться такого успеха, как Софья Ковалевская, смогли немногие, но, как минимум, начать читать не только любовные романы, но и научную литературу и философские трактаты, интересоваться медициной и политикой начала каждая образованная барышня. Эти изменения, происходящие, в первую очередь, в сознании русской женщины середины девятнадцатого века изобразил Гончаров в романе "Обрыв". Три чудесных женщины: бабушка Татьяна Марковна, Марфинька и Вера - три женские судьбы, три пути к женскому счастью и душевному покою... И патриархальная Малиновка, чудесное место, где, кажется, время остановило свой ход. А еще есть обрыв, откуда открывается красивый вид на Волгу и там же - глухая заброшенная беседка, где любит бывать мечтательница Вера...
Бабушка и две юные сестры показаны читателю глазами художника-дилетанта Райского, приехавшего из холодного светского Петербурга в Малиновку залечивать душевные раны. Но и у сельских барышень Райский не добился успеха: простодушная Марфинька давно отдала свое сердце Викентьеву, за которого и вышла замуж. А у Веры с сердечными делами все не так просто: гордая красавица, отвергающая поклонников, решила, что сможет "перевоспитать" нигилиста Марка Волохова, который, примитивно понимая идеи свободной личности, из хулиганских побуждений ворует яблоки из чужих садов, портит книги, подделывает чужие письма, а кроме того берет и не отдает чужие деньги, как обыкновенный мошенник, а не новый человек с передовыми революционно- демократическими взглядами. И как часто бывает, девушка с сильным характером, отстаивающая право на собственный (даже если он и ошибочный) выбор, увлекается нигилистом и, как с обрыва, падает в омут страсти...
К счастью, после житейской бури, все постепенно встает на свои места: бабушка, пережившая в молодости любовную драму, понимает и прощает Веру, за которой начинает ухаживать благоразумный преуспевающий предприниматель Тушин. Марфинька счастлива в браке. А Райский уезжает за границу в поисках самого себя, унося в сердце теплые чувства к обитателям Малиновки." Все стояли и горячо звали его к себе три фигуры: его Вера, его Марфинька, бабушка. А за ними стояла и сильнее их влекла к себе еще другая исполинская фигура, другая великая "бабушка" - Россия". Так заканчивает Гончаров свой роман о России, которой молодые социал - демократы уже готовили новую судьбу.6650