Рецензия на книгу
Нада
Генри Райдер Хаггард
Lanjane9 июля 2013 г.В произведениях Генри Райдера Хаггарда едва ли не постоянным компонентом является образ роковой женщины. Либо злодейки по своей природе (например, Мамины в романе "Дитя бури", принцессы Зорайи в "Аллане Квотермейне"), либо красавицы, сеющей зло поневоле, по причине своей необыкновенной красоты втянутой в кровавые усобицы и соперничество окружающих героев-мужчин ("Хозяйка Блосхолма", "Прекрасная Маргарет", "Жемчужина востока"). Таков и роман "Нада". Но если подобная интрига далеко не оригинальна в приключенческой литературе, то яркое творческое своеобразие "Наде" придаёт замечательная фактура фона и самобытность описываемой культуры племени зулусов. Мало кто из европейцев сможет теперь сказать, насколько хаггардовские зулусы близки к реальным; насколько верно автор обрисовал их психологию, сочетание дикарского прямодушия и детского благородства с отчаянным вероломством. Но Хаггарду удалось добиться в своих книгах об африканском континенте поразительного правдоподобия, целостности картины. По большому счёту, самым сильным образом роковой красавицы у этого прекрасного писателя является сама Африка, лукаво поглядывающая со страниц большинства его книг, любимый источник его вдохновения. И читая "Наду", роман, написанный от лица старого зулуса, все герои которого - тоже зулусы, с причудливыми именами и грубовато-притягательными душами, до последней страницы чувствуешь себя в самой гуще событий, забываешь о том, что ты - изнеженный в городском уюте европеец, и невольно тянешься к невидимому ассегаю и щиту, чтобы сражаться рядом с героями книги, петь с ними безумную боевую песнь и прославлять славную историю Умслопогаса, Нады-Лилии и Галаци-Волка!
7428