Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Драмы

Гуго фон Гофмансталь

  • Аватар пользователя
    Desert_Rose6 мая 2022 г.

    Кто с бурею сближает чувств смятенье? (с)

    Гуго фон Гофмансталь – австрийский декадент-символист, чей период творчества пришёлся аккурат на рубеж 19 и 20 веков. Он писал либретто для опер Штрауса, много лет сотрудничал с Рейнхардтом, возглавлявшим Немецкий театр в Берлине, дружил с Ибсеном и Шницлером, сам себя считал неоромантиком.

    Для пьес сборника характерны длинные монологи, небольшой размах, яркие чувства и красочная обстановка. Гофмансталь с большой любовью выписывает декорации, сеттингу его пьес посвящены целые абзацы. Обстановка камерная, но величавая: густо заросший и уходящий в бесконечность сад, старинные сооружения из неотёсанных глыб, мраморные статуи и барельефы, затерянные беседки и каменные балконы.

    Короткая пьеса "Смерть Тициана" (3.5/5) посвящена памяти швейцарского живописца Арнольда Бёклина, который в возрасте 74 лет умер на своей вилле в окрестностях Флоренции. Тициану в пьесе 99, он на живописной вилле, утопающей в зелени, и до последнего с кистью в руках. Он окружён безутешными детьми и учениками и окутан любовью и благодарностью.


    Из полусна он пробудил нам душу,
    Ее обогатил и озарил,
    Нас научил он наслаждаться днем
    Как зрелищем текучим и блестящим,
    Он научил взирать на нашу жизнь,
    В ней видеть красоту ее и радость.

    Совсем иная, можно даже сказать противоположная, тональность у "Безумца и Смерти" (4.5/5). Если герой первой пьесы оставил после себя много прекрасного и вечного, то герой этой слишком поздно понимает, что и не жил вовсе, а "прошел чрез сцену жизни, жалкий и ненужный." Был слишком рациональным, холодным, бесчувственным, всё ждал чего-то впереди, не замечая и не отвечая на реальные эмоции других людей.


    Во всем я видел только обещанье
    Другого, полного существованья,
    Во всем искал я отблеск дальней жизни.
    И так, томился я в любви и в скорби,
    Не насладился силами своими,
    Но их растратил в призрачной борьбе,
    В надежде смутной, что придет рассвет.

    "Женщина в окне" (3/5) – как если бы Джульетте было 20, её выдали за Париса, а она, на свою беду, влюбилась в Ромео и каждый вечер с трепетом и шёлковой лесенкой ждала его на балконе. Но однажды туда нагрянул супруг.

    "Свадьба Зобеиды" (4/5) – грустная сказка в восточных декорациях. Молодую красавицу, научившуюся скрывать свои настоящие чувства за радостной улыбкой, выдали замуж за немолодого купца, которому был должен её отец. Купец видит, что что-то не так (странно, конечно, что он, по-видимому, считал шаг девушки к венцу добровольным), и супруга, не желая таиться, выкладывает всё начистоту. Что любит другого, с которым не может быть вместе, что смертельно устала бороться сама с собой и что будет хорошей и послушной женой, обретшей в этом браке покой. Однако же, о горькая ирония, несчастье её не в нежеланном супруге, оказавшемся вполне порядочным человеком, а в неверном возлюбленном, не достойным её чувств.

    Напоследок вновь возвращаемся в Италию. "Авантюрист и певица, или Подарки жизни" (3/5) – это какая-то венецианская мыльная опера с кучей непонятных персонажей, связанных между собой непонятными отношениями. Я сразу запуталась, кто все эти люди, и так до конца и не поняла, зачем это всё было написано кроме как для лёгкого водевиля. А я то ожидала драматичную развязку, а не сериальные "о боже, он мой сын!" Ну такое.

    42
    813