Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Облачный атлас

Дэвид Митчелл

  • Аватар пользователя
    Аноним24 июня 2013 г.

    Нет, "Облачный атлас" ни при каких обстоятельствах нельзя читать в электронном формате. Не только, впрочем, из-за моей персональной привязанности к бумажным страничкам и ощутимым обложкам, к запаху типографской краски и бумаги, к возможности потрогать, перелистать, поставить на полочку... К этому Произведению (так, с большой буквы) нужно присматриваться, в это Произведение нужно вчитываться, тщательным образом обдумывать каждый момент, каждую незначительную детальку, анализировать и раскладывать на кусочки всех действующих персонажей. Нужно возвращаться, множество раз возвращаться обратно, пересматривать отдельные эпизоды, и снова возвращаться, и снова обдумывать, а ещё - сверяться с внушительным количеством сносок-пояснений, которые располагались на электронной книге в самом конце.
    Сформулировать разнообразные впечатления в форме адекватного отзыва вряд ли получится. И многое сказали до меня - и мне, кстати, тоже, - остальные поклонники "Облачного атласа". И остаются неразъяснённые моменты, некоторые непонятности и загадочности, с которыми надо разбираться. И остаётся отчётливый импульс к многослойным, бесконечным размышлениям о людях и мире, о борьбе за счастливое существование, о нашем будущем, о... обо всём. Отдельными предложениями, историями разных людей, но одной-единственной души, отступления и философские кусочки "Облачного атласа" складываются в совершенно удивительную непостижимую мозайку из тысячи самых разнообразных вопросов, проблем, тематик, из тысячи важнейших составляющих человеческой жизни. Нельзя пройти мимо них и на минутку, хотя бы на минутку, не задуматься.
    Я начинала знакомство с "Облачным атласом" по случайности и наудачу. Я не читала аннотаций, не смотрела фильма, не трогала отзывы читателей, я просто решила - почему бы и нет? Название было предопределённостью чего-то необыкновенного, и волшебного, и всё-таки, наверное, понятного, похожего на другие произведения хотя бы композицией или персонажами, но... Дэвид Митчелл удивил меня, нет, он ПОРАЗИЛ меня непредсказуемо и окончательно, и очень жаль, что тогда мне не хватило решительности взять и купить "Облачный атлас" в нормальном напечатанном варианте.
    Сначала каждое соло прерывается последующим, а потом все то, что было прервано, возобновляется по окончании предыдущего, в обратном порядке. Структура музыкального произведения "Облачный атлас", и лучших слов, чтобы рассказать о сущности самой истории, не подберёшь. Несколько жизней. Несколько отдельных сюжетов. Несколько персонажей. Они показаны в самом своём начале, прерванные друг дружкой, а затем, в обратном порядке от последнего к первому, перемешиваясь и скрещиваясь, идут к определённому неизбежному финалу - одинаковому, впрочем, для каждого из действующих лиц. Потому что Луиза, и Мероним, и Тимати, и Адам, и Сонми-451, и Роберт - это душа, одна-единственная душа, бесчисленное количество раз перерождающаяся и повторяющая свою собственную судьбу. Я не сразу смогла догадаться об этом. Поначалу мне казалось, что россыпь разнообразных человечков - люди, разные люди, которые, правда, связаны родинкой в форме кометы. Потом между ними появились связи, другие связи, какие-то неопределённые сходства в происходящих событиях, высказанных мыслях. Потом появились мостики - тонкие мостики в форме книги, которую читает один персонаж, о котором дальше смотрит фильм другой, легенда про которого передаётся третьему... А потом я пришла к удивительному выводу, непредсказуемому, нестандартному совершенно, - это не человечки разные, это тела разные, а душа - одна. "Облачный атлас" не о различных человеческих судьбах, вовсе нет. Он о странствиях одной-единственной души. Через время, пространство, поколения, и, разумеется, этот путь совсем не закончится там, где поставлена последняя точка "Облачного атласа".
    О чём эта книга? О человечестве. О мире. О людях. Здесь можно анализировать до бесконечности, и разбираться, и находить новые неожиданные смыслы, и складывать-раскладывать мозаику заново; я выделила для себя последние строчки, и вообще этот мотив в произведении Дэвида Митчелла, - "Что есть любой океан, как не множество капель?". Действительно, разве Луиза Рэй своими журналистскими расследованиями смогла положить конец бесчинствам богатых и самовлюблённых дельцов? Разве Сонми-451, отдав своё существование на борьбу с чудовищным государственным устройством, смогла уничтожить ужасные порядки? Нет, они не смогли. Но их поступки, их жертвы - это капелька, маленькая капелька в огромном океане человеческих пороков и преступлений, предательств и убийств, жадности, смертей, денег, расчёта, власти... Океан собирается из капель, из бесчисленного множества маленьких капель - каждая из них, отдельно, не представляет никакой значимости, однако вместе люди-капли, которые пытаются бороться со всеобщей несправедливостью и менять мир... они вполне способы переменить его.

    10
    16