Рецензия на книгу
Господа Головлевы
Михаил Салтыков-Щедрин
Аноним18 апреля 2022 г.В школе я не читала программу по литературе, кроме отрывков, которые печатались в учебниках. Если надо было писать сочинение, то в помощь были и готовые работы и краткие содержания и рассказы учителя на уроке.
До определённого времени я вообще считала, что школьная программа по русской литературе слишком тяжелая для тех, кто учится в 7-11 классе, мне все казалось настолько беспросветно депрессивным и жутким, что я из принципа решила не читать «из под палки», из-за того, что надо, а ждать момент, когда рука сама потянется к данным произведениям.
И знаете, внутреннее чутьё меня редко подводит. Скорее всего, если я чувствую, что «хочу» это именно лучшее решение в данный момент.
Например, Достоевского я читала и пару лет назад и в этом году и поняла, что рано. Сложно и непонятно, в большинстве своём, читаю и мысль уходит. Поэтому оставила и решила, что придёт время, точно знаю.
А вот начав слушать «Господ» хоть и с налетом не самых приятных воспоминаний о том, как мы их проходили в школе, я влюбилась с первых слов. Я не ожидала от себя, что буду запоем читать произведение русской классики и понимать все, наслаждаться каждым словом, мыслью и деталью сюжета. Буду понимать «о чем», все проблемы произведения, которые повторяют в школе как мантру, но почти никто из школьников их не видит и не понимает.
И я скажу вам, какой это чистый кайф, когда читаешь и понимаешь произведение. Это не триллер или детектив, где можно просто наслаждаться сюжетом, и не фантастика, развивающая воображение, это литература для мозга, чувств и сердца. Читая ее, просто следить на происходящим не получится, обязательно пойдет обдумывание сюжета, поступков героев, их жизни. Появятся параллели даже с нашим временем и людьми.
Мне сложно сразу осмыслить и переварить все, что я прочла, но это точно уже никогда не пропадёт во мне. Потому что спектр эмоций был огромен, от отчаяния до гнева.
Возможно кто-то не поймёт моих восторгов, но для меня это личное достижение, прочитать «сложное» и знаковое произведение и понять его, осмыслить и увидеть часть того, что хотел показать автор.
И все-таки я считаю, что это не школьная программа. Кто-то может и прочитает для удовольствия, неспешно, но большинство пройдёт мимо, в лучшим случае оставя нейтральные воспоминания о этом бриллианте русской классики. Лично я знаю о совсем небольшом количестве людей, кому в школьное время удавалось прочесть полностью произведения из школьной программы (в первую очереь из-за нагрузки, а во вторую из-за сложности) и еще меньше, кому действительно они понравились.
Потому что я точно видела во всей классике, особенно русской только отчаяние и боль. Она была для меня как беспросветное нечто, на которое не хотелось тратить своя время, а хотелось чего-то легкого, светного и радостного.
Особую благодарность хочется выразить Александру Клюквину, вы - мастер, благодаря вам это произведение заиграло всеми красками и обрело ещё одного восхищенного слушателя.14413