Рецензия на книгу
Ночь в Лиссабоне
Эрих Мария Ремарк
Аноним22 июня 2013 г.Нацистская Германия. Отдельно взятый человек. Сначала он лишается социального статуса, родины и семьи, так как вынужден покинуть страну и стать беглецом без роду и племени. Затем к нему в его мытарствах присоединяется его жена, и безродных скитальцев становится двое. Она знает, что больна, но делит с ним все тяготы жизни беглецов. Наконец, он лишается и ее, той, которая была последней опорой в жизни, и больше ничто не держит его на этом свете. И он исповедуется случайному знакомцу, рассказывая свою трагическую историю одной бесконечно темной ночью в Лиссабоне.
Я не хочу гнать сентиментальную пургу, потому как Ремарк бы этого не одобрил. Для изображения личных переживаний, или героев, или пейзажей он обходился несколькими простыми фразами, как талантливый художник-импрессионист: раз мазок, два, три, отойди подальше, и перед тобой самое четкое изображение действительности. Большое видится издалека. Нет равного Ремарку в умении передать нечто важное простыми словами, безыскусно, без нарочитости и без глупых сантиментов. Он не бросается рваными фразами с пацифистских плакатов о том, что война - это ужасно, даешь мир и гуманизм в массы, у него вообще нет оценочных суждений каких-либо о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Но благодаря его книгам гораздо лучше начинаешь различать эти понятия.
Ремарк не говорит, что нам делать, у него нет какой-либо конкретной программы. Но он четко дает понять, что нам делать ни в коем случае нельзя. Нельзя предавать то лучшее, что есть в человеке. Он честно описывает то, что есть, и вот эта честность, непредвзятость и отсутствие какой-либо политической идеи, все придает книгам особую ценность. Обычно писатели извращают реальность своими собственными убеждениями ,подгоняя ее под них в той или иной степени, Ремарк же старается всеми силами избежать этого - и ему это удается. Он принципиально и подчеркнуто аполитичен, возможно, поэтому он его книги не вызывают реакции отторжения, так как не несут и следа политической пропаганды. Его герои сохраняют трезвость суждений и человечность тогда, когда, казалось бы, весь мир сошел с ума и люди растеряли навсегда не только эти качества, но и вовсе человеческий облик. Его герои - последний островок здравомыслия в океане хаоса.
Ремарк верил в человека, не в какую-либо группу, нацию, группу, объединенную единым религиозным учением. Он верил в человека как явление. Можно сказать, что он непреклонным и где-то наивным гуманистом. Но его вера была чиста и искренна. И она сияет с каждой страницы его романа ровным и ясным светом. И единственное, что нужно читателю - увидеть это сияние, окунуться в него и, надеяться, что путь, которой он проделал с героями романа и их страдания - все это было не напрасно.
3256