Рецензия на книгу
Три мушкетера
Александр Дюма
Аноним16 апреля 2022 г.Некоторые произведения, полюбившиеся в детстве и подростковом возрасте, взрослому читателю порой страшновато перечитывать. И не потому, что там происходят какие-то пугающие события. Страшно разочаровываться. Затереть старые впечатления новыми, возможно менее яркими, несмотря на свою свежесть.
За "Трёх мушкетеров" Александра Дюма я бралась намеренно с целью сверить впечатления, причем даже не "двадцать лет спустя", а после более значительного перерыва. Для пущего эффекта сняла с полки родительской библиотеке издание 1957 года, которое само по себе хранит память, только на уровне визуально-тактильных ощущений. Но вернёмся к содержанию романа.
Разумеется (впрочем, как я и ожидала), моё сегодняшнее мнение о приключениях четырёх мушкетёров короля Людовика XIII существенно отличаются от того, как я воспринимала их в подростковом возрасте. Нет, с приключениями по-прежнему всё в полном порядке, и только за них я снова оценила книгу довольно высоко. Изменилось моё отношение к действующим лицам и оценка некоторых событий.
Как точно подметил какой-то другой читатель: "Признак взросления - когда в "Трёх мушкетерах" начинаешь болеть за Ришелье - государственника, которому мотали нервы четыре алкоголика, три проститутки и дегенерат в короне". Вот и я тоже довольно активно болела за Ришелье. Потому что за годы, прошедшие после первого прочтения романа, получше познакомилась с историческими личностями, фигурирующими в нетленке Дюма. И уже не получается симпатизировать королеве Анне Австрийской, которая подбивает испанскую родню активно вмешаться в дела Франции, что уж говорить о Бекингеме, который готов развязать войну лишь бы получить возможность открыто явиться в Париж и встретиться там с предметом своего обожания.
В ходе недавнего перечитывания я более внимательно читала главу, в которой кардинал Ришелье переманивал Д'Артаньяна на свою сторону. А вот несколько глав, посвященных заточению Миледи в доме её деверя лорда Винтера, я пролистывала, просматривая текст практически по диагонали: неинтересно было читать в подробностях о том, как она совращала фанатика Фельтона.
Также при перечитывании мне стали более интересны такие второстепенные персонажи, как слуги мушкетёров и служанка Миледи. Кэтти вызывала сочувствие больше, чем, скажем, мадам Бонасье. А Д'Артаньян поступил с ней как последняя свинья - и не потому, что "обещал, но не женился", а потому что поставил под угрозу жизнь бедной девушки.
Но с наибольшим грохотом со своего пьедестала грохнулся "благородный" Атос. Тут и его отношение к слуге (вплоть до физических методов "воспитания"), и запойный алкоголизм, и странные взгляды на чужую собственность (например, на перстень, полученный Д'Артаньяном от королевы). И уж насколько мне не симпатична Миледи, но то, как с ней обошёлся граф де ля Фер, когда обнаружил пресловутое клеймо - ну бр-р-р же!
Неизменными остались, пожалуй, только Арамис и Портос. А из второстепенных - Рошфор, де Тревиль и господин Бонасье. За что им большое спасибо! :)
241,2K