Рецензия на книгу
Рабы «Майкрософта»
Дуглас Коупленд
avalmes11 апреля 2009 г.Первая прочитанная мной в этом году книга оказалась "Рабами "Майкрософта" Дугласа Коупленда. Его "Поколение Икс" я читал года четыре назад, поэтому, в принципе знал, с кем связался. И, надо сказать, вторая книга не испортила впечатления об этом авторе.
"Рабы "Майкрософта" - это книга о группе молодых программеров, вырвавшихся из тесных корпоративных объятий мегакомпании, работать на которую в начале 1990-х (именно в это время развиваются события) мечтают многие, если не все. "Майкрософт", в котором существует культ Билла (похоже, он вообще принадлежит к отдельному биологическому виду), отлично заботится о своих сотрудниках. Для работы и существования у них есть все условия. Нормальный заработок, соцпакет, корпоративный Городок с удобными домиками, окруженными быстрорастущими газонами, позволяют удобно проводить время жизни и ни о чем не думать.
Однако каждому из майкрогероев чего-то не хватает - того, что называется жизнью. Работа занимает их целиком и полностью. А что помимо этого? В общем-то, ничего. Кто-то держит у себя в гараже байдарку, ни разу не использовавшуюся по назначению, чтобы при случае показать окружающим, что у них есть хобби. Другие не имеют даже этого. Строить отношения с противоположным полом (и с человечеством в целом) герои также не умеют. Когда у них в очередной раз ничего не получается, они не ищут причин в себе, а просто пожимают плечами, словно ждут выхода новой версии с устраненными ошибками. У них нет никаких средств самоидентификации - ни культуры, ни религии, ни семьи. Ничего, кроме строчки программного кода. Разговоры о героях сериала "Стар Трек" заменяют им споры о политике, а потребительские бренды - моральные ориентиры. Окружающий их мир вылеплен из кирпичиков "Лего". И сами они производят эти самые кирпичики.
Таким образом, у наиболее самокритичных жителей страны "Майкрософт" возникает ощущение, что самсин гоуз рон. Они хотят что-то поменять в своем существовании и поэтому с радостью откликаются на предложение своего бывшего коллеги принять участие в новом, более интересном проекте. Герои покидают майкрософтовский чертог, и, как это ни странно, им удается убежать от себя.
Далее до самого конца книги персонажи по капле выдавливают из себя Билла Гейтса. У них появляются простые человеческие радости и печали; они переживают мелкие житейские неурядицы и обсуждают глобальные философские проблемы; коллеги по рабству превращаются в самых близких людей; главный герой находит общий язык с родителями, влюбляется и избавляется от чувства вины за смерть утонувшего в детстве брата. Герои все еще остаются взрослыми детьми, забавными и трогательными, не знающими, как жить. Но, самое главное, они уже ощущают себя не просто живыми, а еще и живущими. Им удается рассмотреть человека в окружающих и в себе и в конце концов прийти к ощущению, что все то, чего им так долго не хватало, теперь у них есть в избытке. Двенадцать персонажей собираются во имя новой жизни и наивно стараются осветить лазерными указками пасмурное небо, - может, чтобы передать привет утонувшему Джеду, а может, пытаясь найти того, кто находится по ту сторону туч.
В общем, книга оставляет положительные впечатления. Вместе с тем, ее художественные достоинства не бесспорны. Размышления Коупленда о сути современной цивилизации, в виде монологов и диалогов, вложенных в уста совершенно произвольных персонажей, зачастую не уместны. Плюс перевод, к которому у меня много вопросов (привет издательству АСТ!). Некоторые характеры обозначены лишь общими чертами и служат для подпорки основных действующих лиц. И вообще книга, как это часто бывает с произведениями авторов, не отягощенных литературными традициями, напоминает не симфонию, а репетицию оркестра. Но о том, что ее прочитал, я ни капельки не жалею. И от чтения коуплендовских же "Жизни после Бога" и "Пока подружка в коме", буде они попадутся мне на глаза, думаю, не откажусь.
115