Рецензия на книгу
Neonomicon
Alan Moore, Jacen Burrows
Kenzy21 июня 2013 г.Место преступления - Иннсмут
Каждое новое пришествие Алана Мура в индустрию комиксов – событие. Причина проста. В этом бизнесе, пожалуй, нет человека более легендарного и неоднозначного, чем этот британский дядька со всклоченной бородой и дурным нравом, автор бессмертных «Хранителей», «Из ада» и «V – значит Вендетта».
Вообще о Муре можно говорить бесконечно долго, но итог всех этих разговоров будет сводиться лишь к одному непоколебимому утверждению: он, безусловно, гений и живой классик современной литературы (пусть и большей своей частью графической).
Поэтому не удивительно, что каждый проект автора с такой репутацией становится бестселлером еще до печати, а уровень ожиданий от него максимально высок.
Одной из последних работ Мура является графическая мини-серия «Неономикон». И если вы сейчас подумали о Лавкрафте, то не ошиблись.
Связь с творчеством Г. Ф. Л. здесь действительно присутствует, причем самая явная. «Неономикон» – это уже традиционное развитие (или переосмысление) мифов Ктулху. Причем у Мура оно не первое, поскольку до этого была еще одна его мини-серия комиксов (практически приквел к рецензируемой книге) с лавкрафтианским антуражем – «Внутренний двор». Воистину, тема бездонная и неисчерпаемая.
В центре читательского внимания два агента ФБР – Гордон Бриэрс и Мэрилл Лэмпер, крутая парочка, занимающиеся расследованием серии странных убийств. Не Малдер и Скалли, но скорее дуэт детективов из какого-нибудь «CSI: Место преступления».
Собственно, начало комикса и напоминает этот сериал (да и любой другой полицейский процедурник). Сначала агенты наведываются в психушку в надежде получить информацию от своего буйно помешанного коллеги, затем трясут информатора, после чего устраивают облаву в поисках таинственного, полного магических фокусов, убийцы. При всем при этом они не забывают жаловаться друг друга на тяжелое житье-бытье и изощренно материться. Клише, блин. Никуда не деться.
Дальнейшие события куда интереснее. Смысла пересказывать весь сюжет нет, просто скажу, что агенты столкнутся с культистами, чьи сакральные книги – работы Лавкрафта, им доведется побывать в Салеме и Иннсмуте, и в конце пути один на один встретиться с неизвестным, ужасным, отвратительным... Событий – ярких и жутких – много, в избытке даже.
«Неономикон» – очень жесткий комикс. Издательство "Avatar", которое издало серию, обычно не ограничивает своих авторов и художников какими-либо возрастными рейтингами или еще какими табу, но данная работа, пожалуй, переплюнет по уровню жестокости все их предыдущие серии. Изнасилования, расчлененные трупы, отборнейший мат, кровища... впрочем, что может быть ужасней старушечьих гениталий на всю страницу, а? :)
Рисунок Джейсона Бэрроуза звезд с неба не хватает – традиционный, чаще схематичный, – но зато удачно берет свое цветами. Они тусклые, серые, темные. Подобная манера позволяет читателю скорее погрузиться в историю, не отвлекаться от неё яркими вставками и буйством кислотных цветов. Особенно выигрышно в этом плане смотрятся ночные локации.
Каждая страница в комиксе – это набор из четырех горизонтальных групп. Есть и большие рисунки – на две, три или даже четыре полных страницы. В общем, достойно.
Минусом (к счастью, единственным) для неподготовленного читателя может стать структура комикса. В попытке повторить сложный, часто ирреальный стиль письма мэтра, Мур намеренно усложняет композицию работы, запутывает её, отчего «Неономикон» порой просто ставит читателя в тупик. С другой стороны, Мур всегда славился тем, что его работы не для простых умов – слишком много в них закладывается смысловых уровней, аллюзий и тайных подтекстов. Поэтому «поколению ЕГЭ» над «Неономиконом» придется изрядно поломать голову.
Очень многие читатели на Западе разочаровались в данной работе Мура. Претензий было много: пусто, вторично, слишком откровенно и жестоко, не похоже на «Хранителей» или «Вендетту». В чем-то с ними можно согласиться. «Неономикон» - не шедевр, не ровня вышеперечисленным работам Мура. Совсем. Он действительно местами вторичен и похож на вечерние полицейские шоу. Всё правда. Но при всем при этом история получилась отличная. Жуткая, без купюр, динамичная, не без идей и смыслов.
А что еще нужно?
10469