Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Stolen Child

Keith Donohue

  • Аватар пользователя
    derral15 апреля 2022 г.

    «Питер Пэн» для взрослых


    «Не зовите нас больше феями. Мы не любим, когда нас так называют».



    «…В чащу вёл тёмный след. Отец стоял с таким видом, будто спугнул дикое животное. Но я никого не видел. Когда я приблизился, в воздухе таяло, как диминуэндо, несколько раз повторённое «Генри». Потом он упал на колени, обхватил голову руками и тихо заплакал. Я незаметно вернулся в дом, а когда он вошёл, притворился, будто читаю спортивные новости. Он подошёл ко мне вплотную и в упор стал разглядывать мои длинные пальцы, державшие чашку с кофе. <…> Я налил ему кофе, но он посмотрел на него так, словно я предложил ему яду.
    — Пап, у тебя всё нормально? Ты выглядишь как-то странно.
    — Ты…
    Он наставил на меня указательный палец, словно хотел выстрелить в меня из пистолета. Но больше ничего не сказал. Это «ты» висело в воздухе всё утро, и с тех пор он никогда не называл меня Генри».



    «Я видел с дюжину русых головок и слышал, как они говорят о чём-то по-чешски, всё время повторяя одно и то же словосочетание: podvržené dítě <поддельный ребёнок — прим.>
    <…> Я заговорил с ней по-немецки, попросив не бояться меня, а потом спросил:
    — Почему все убегают от меня и визжат?
    — Она сказала нам, что видела в церкви чёрта.
    — Но я не чёрт, ты же видишь… Я просто американец.
    — Она сказала, что ты из леса. Эльф.
    Действительно, лес почти вплотную подступал к этому городку.
    — Эльфов не существует. Это всё сказки.
    Девочка долго смотрела на меня, а потом ответила:
    — Я не верю тебе.
    И упорхнула к своим подружкам.
    Я ошеломлённо смотрел ей вслед. Что со мной не так? Как они догадались? Где я допустил ошибку? Но мы зашли слишком далеко, чтобы меня могли испугать какие-то дети».

    Кит Донохью («Подменыш»)

    Конец 1940-х годов. У Генри Дэя есть беззаветно любящая мать, внимательный отец и сёстры-близняшки. Семилетний мальчишка страшно ревнует маму к мелюзге, отказывается помочь, получает оплеуху. И тогда решает уйти из дома.

    Он не знает, что уже несколько месяцев за ним следят хобгоблины. Днём и ночью, запоминая каждую мелочь. Генри сбегает, и один из хобгоблинов меняется с ним местами.

    После этого повествование разделяется, сюжет развивается на протяжении тридцати лет. Настоящий Генри живёт среди хобгоблинов, не старея, хватается за ускользающие воспоминания о прошлом и пытается воскресить в памяти своё имя. Он выглядит как всё тот же семилетний мальчишка.

    Лже-Генри сплетает тонкую паутинку лжи и чар, учится приспосабливаться и юлить, оберегая свой секрет, вырастает, становится музыкантом… И пытается узнать хоть что-то о мальчике-пианисте Гюставе из 1859 года. А также о том, кто занял место настоящего Гюстава и прожил за него жизнь.

    Каждый из них понемногу восстанавливает картину потерянной жизни. И когда кажется, что спираль сюжета уже не сможет выдать новый виток и сделать ещё больнее… О да, именно тогда настоящий нестареющий Генри понимает, что прошли десятилетия, и мужчина из домика на окраине, так на него похожий — это не его отец Уильям, а тот самый подменыш.

    Это была интереснейшая история, и мне жаль, что она закончилась.

    Ранее я не слышала ни об этом авторе, ни об этой книге, которую издали в 2019 году. Увидела её на распродаже в «Лабиринте» с заманчивой скидкой, зацепилась взглядом за красивую обложку, пробежала глазами аннотацию… О, про канонических недобрых фэйри, а не про красивых фей и изящных эльфов. Нестандартно…

    Но я не была готова к такому психологизму. Один герой из семи лет вырастает до тридцати с лишним, навсегда оставаясь стариком в детском теле. Другой пытается на ходу перекроить себя из столетнего существа в семилетнего ребёнка и не вызвать ничьих сомнений. И мне была гораздо интереснее сюжетная линия лже-Генри: бесконечная адаптация, подозрения и крепнущая уверенность отца и слепая защищающая любовь матери.

    В итоге лже-Генри буквально строит свою новую жизнь на остове разрушенной семьи и уничтоженной жизни отца. Он не испытывает ни вины, ни сожаления, и раз за разом напоминает себе, что это не его семья... но чем дальше, тем больше я начинала ему сочувствовать. А эпизоды из цитат выше заставили мурашки пробежать по спине.

    С настоящим Генри у меня такого понимания не сложилось. Но и здесь хочется отдать автору должное: ему удалось создать атмосферу вечности, мухи в янтаре, замершего безвременья… и при этом развивать героя! Генри растёт, взрослеет, влюбляется. Он как Клодия из «Интервью с вампиром» взрослеет, не меняясь, а в финале вообще не дал мне ни единого шанса остаться к нему равнодушной.

    Второстепенные персонажи, кроме пяти-шести ключевых, были прописаны уже не так ярко и подробно; запомнились из них только трое.

    Но всё равно эта книга теперь заняла место где-то в моём сердце.

    P. S. Я ожидала, что под обложкой меня ждёт какой-то приключенческий роман, а нашла мрачную вариацию «Питера Пэна». Наверное, что-то такое я бы хотела прочитать в четырнадцать лет… но вряд ли я сегодняшняя дала бы её себе в руки до шестнадцати.

    Мрачная, непростая и местами даже тяжёлая книга о любви и прощении.

    Содержит спойлеры
    4
    307