Рецензия на книгу
The Stolen Child
Keith Donohue
derral15 апреля 2022 г.«Питер Пэн» для взрослых
«Не зовите нас больше феями. Мы не любим, когда нас так называют».
«…В чащу вёл тёмный след. Отец стоял с таким видом, будто спугнул дикое животное. Но я никого не видел. Когда я приблизился, в воздухе таяло, как диминуэндо, несколько раз повторённое «Генри». Потом он упал на колени, обхватил голову руками и тихо заплакал. Я незаметно вернулся в дом, а когда он вошёл, притворился, будто читаю спортивные новости. Он подошёл ко мне вплотную и в упор стал разглядывать мои длинные пальцы, державшие чашку с кофе. <…> Я налил ему кофе, но он посмотрел на него так, словно я предложил ему яду.
— Пап, у тебя всё нормально? Ты выглядишь как-то странно.
— Ты…
Он наставил на меня указательный палец, словно хотел выстрелить в меня из пистолета. Но больше ничего не сказал. Это «ты» висело в воздухе всё утро, и с тех пор он никогда не называл меня Генри».
⠀
⠀
«Я видел с дюжину русых головок и слышал, как они говорят о чём-то по-чешски, всё время повторяя одно и то же словосочетание: podvržené dítě <поддельный ребёнок — прим.>
<…> Я заговорил с ней по-немецки, попросив не бояться меня, а потом спросил:
— Почему все убегают от меня и визжат?
— Она сказала нам, что видела в церкви чёрта.
— Но я не чёрт, ты же видишь… Я просто американец.
— Она сказала, что ты из леса. Эльф.
Действительно, лес почти вплотную подступал к этому городку.
— Эльфов не существует. Это всё сказки.
Девочка долго смотрела на меня, а потом ответила:
— Я не верю тебе.
И упорхнула к своим подружкам.
Я ошеломлённо смотрел ей вслед. Что со мной не так? Как они догадались? Где я допустил ошибку? Но мы зашли слишком далеко, чтобы меня могли испугать какие-то дети».
⠀
Кит Донохью («Подменыш»)Конец 1940-х годов. У Генри Дэя есть беззаветно любящая мать, внимательный отец и сёстры-близняшки. Семилетний мальчишка страшно ревнует маму к мелюзге, отказывается помочь, получает оплеуху. И тогда решает уйти из дома.
⠀
Он не знает, что уже несколько месяцев за ним следят хобгоблины. Днём и ночью, запоминая каждую мелочь. Генри сбегает, и один из хобгоблинов меняется с ним местами.После этого повествование разделяется, сюжет развивается на протяжении тридцати лет. Настоящий Генри живёт среди хобгоблинов, не старея, хватается за ускользающие воспоминания о прошлом и пытается воскресить в памяти своё имя. Он выглядит как всё тот же семилетний мальчишка.
⠀
Лже-Генри сплетает тонкую паутинку лжи и чар, учится приспосабливаться и юлить, оберегая свой секрет, вырастает, становится музыкантом… И пытается узнать хоть что-то о мальчике-пианисте Гюставе из 1859 года. А также о том, кто занял место настоящего Гюстава и прожил за него жизнь.
⠀
Каждый из них понемногу восстанавливает картину потерянной жизни. И когда кажется, что спираль сюжета уже не сможет выдать новый виток и сделать ещё больнее… О да, именно тогда настоящий нестареющий Генри понимает, что прошли десятилетия, и мужчина из домика на окраине, так на него похожий — это не его отец Уильям, а тот самый подменыш.
⠀
Это была интереснейшая история, и мне жаль, что она закончилась.
⠀
Ранее я не слышала ни об этом авторе, ни об этой книге, которую издали в 2019 году. Увидела её на распродаже в «Лабиринте» с заманчивой скидкой, зацепилась взглядом за красивую обложку, пробежала глазами аннотацию… О, про канонических недобрых фэйри, а не про красивых фей и изящных эльфов. Нестандартно…
⠀
Но я не была готова к такому психологизму. Один герой из семи лет вырастает до тридцати с лишним, навсегда оставаясь стариком в детском теле. Другой пытается на ходу перекроить себя из столетнего существа в семилетнего ребёнка и не вызвать ничьих сомнений. И мне была гораздо интереснее сюжетная линия лже-Генри: бесконечная адаптация, подозрения и крепнущая уверенность отца и слепая защищающая любовь матери.
⠀
В итоге лже-Генри буквально строит свою новую жизнь на остове разрушенной семьи и уничтоженной жизни отца. Он не испытывает ни вины, ни сожаления, и раз за разом напоминает себе, что это не его семья... но чем дальше, тем больше я начинала ему сочувствовать. А эпизоды из цитат выше заставили мурашки пробежать по спине.С настоящим Генри у меня такого понимания не сложилось. Но и здесь хочется отдать автору должное: ему удалось создать атмосферу вечности, мухи в янтаре, замершего безвременья… и при этом развивать героя! Генри растёт, взрослеет, влюбляется. Он как Клодия из «Интервью с вампиром» взрослеет, не меняясь, а в финале вообще не дал мне ни единого шанса остаться к нему равнодушной.
⠀
Второстепенные персонажи, кроме пяти-шести ключевых, были прописаны уже не так ярко и подробно; запомнились из них только трое.
⠀
Но всё равно эта книга теперь заняла место где-то в моём сердце.
⠀
P. S. Я ожидала, что под обложкой меня ждёт какой-то приключенческий роман, а нашла мрачную вариацию «Питера Пэна». Наверное, что-то такое я бы хотела прочитать в четырнадцать лет… но вряд ли я сегодняшняя дала бы её себе в руки до шестнадцати.Мрачная, непростая и местами даже тяжёлая книга о любви и прощении.
Содержит спойлеры4307