Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Поющие в терновнике

Колин Маккалоу

  • Аватар пользователя
    medvezhonok_bobo18 июня 2013 г.

    Нет. Не было песни, не было птичек, поэтичный образ которых дал название роману. Слышны были стоны и проклятия человека, не единожды ударившего себя молотком по пальцу.
    Как описать эту книгу? Пунктирная линия из множества больших и маленьких трагедий.
    О чем эта книга? Намешано в ней очень многое. О людской глупости, становящейся катализатором несчастий. О гордости, доведенной до абсурда, от которой сам же гордец и страдает, но ни за что не избавляется от нее, даже прекрасно понимая дикость положения.

    Действительно понравилось описание австралийского быта, детальное и с эффектом присутствия. Тем удивительнее, что суровая, неприветливая земля воспитывает не прямодушных стоиков, но крученых мазохистов. Палящее австралийское солнце выжгло любовь, оставив обугленные останки, скрюченные, цепляющиеся за воздух. Вот и есть на выходе любовный роман без любви.

    Ни один из персонажей не вызвал подлинного сочувствия. Взять хотя бы для примера пару главных героев - Мэгги и Ральфа. Они стоят друг друга.
    Предположим, что пассивность героини проистекает от патриархального уклада того места и времени. Женщина в семье - своего рода прислужница, выполняющая указания мужа. Но как объяснить выходку в стиле "выйти замуж за одного, потому что он отдаленно похож на другого"? А в последующих страданиях своего недоступного возлюбленного еще и обвинять. Это, конечно, еще цветочки. Ягодки поспели вместе с изощренным планом мести, орудием в котором выступает собственный ребенок. Последующие выпады-тирады против церкви, мужчин и Бога, который "уж точно мужчина", раз заставляет женщину так страдать, имеют черты войны против ветряных мельниц.

    Главный герой, впрочем, не уступает своей пассии. Образ Ральфа де Брикассара вышел очень уж "елейным", говоря словами одной из героинь романа. Выбор, перед которым поставлен персонаж и становящийся камнем преткновения, кажется, существует только на словах. То есть “истинного пастыря” человеческого духа в нем не видно, и тем более странно выглядит принесение любви в жертву какому-то Долгу и Высшим Принципам. Капельку фанатизма для его персонажа хотя бы, что ли, иначе, взаправду, – столько мук из ничего, по сути.

    Единственный настоящий враг человека - это он сам. Пожалуй, это можно вынести из романа. Жаль, что очень часто спасительное понимание приходит уже тогда, когда ничего не исправить.

    38
    175