Рецензия на книгу
Девятнадцать минут
Джоди Пиколт
Аноним10 апреля 2022 г.Любовный роман с перчинкой
Скулшутинг - это явление крайне безобразное и невыносимо ужасное. Больше всего он пугает тем, что распространяется по планете как эпидемия, а мы, увы, до сих пор не поняли, чем руководствуются так называемые стрелки, и временами не в состоянии предупредить трагедию.
Джоди Пиколт не постеснялась затронуть весьма болезненную тему в своём романе Девятнадцать минут . На мой взгляд, это не более, чем рекламный трюк, который с понятным успехом цепляет читательский интерес.
Сюжет таков: Питер Хьютон, главный герой, которому 17 лет отроду, путает школу с тиром, и, вооружившись самопальными бомбами и внушительным арсеналом огнестрельного оружия, решает показать хулиганам, что шутки кончились. Свершив своё собственное правосудие, герою не хватает смелости самоустраниться, и он сдаётся на милость закону. В принципе, весь сюжет. Судебное разбирательство, воспоминания героев и житьё-бытьё в городе после трагедии - составляют основу всего повествования.
Первым делом Пиколт поясняет нам, какой Питер разнесчастный и всеми угнетаемый. Она так будет делать часто, ведь мы, по её плану, должны лить слёзы буквально по каждому. Лично я только скучала.
Мать и батя Питера фактически игнорируют его существование, припоминая ему брата, отличника и наркомана, который трагически погиб в аварии и оставил после себя исключительно приятные воспоминания. Сам брат как раз и начал первый буллить главгероя. Затем эстафету подхватили классические качки-хулиганы и местные девки с низкой социальной ответственностью: спустить штаны, выкинуть обед, плюнуть комком бумаги... Впрочем, доставалось не одному Питеру, но остальные почему-то не побежали хвататься за ружьё. Учителя и администрация школы, конечно же, на всё закрывали глаза со спокойной совестью, наказывая по большей части тех, кто защищался, а не тех, кто был реальным зачинщиком конфликта.Если вам показалось, будто автор оправдывает стрелка, - вам не показалось. Чуть позже мы узнаем, что у несчастного было ПТСР, и он не мог себя контролировать. Давайте его ещё чуточку пожалеем.
С головой у Питера явно не всё в порядке: он ведётся на совершенно любой развод, верит на слово хулиганью, которое его гнобит, и совершенно аморфно реагирует на буллинг. Я предполагаю, что Питер - аутист. Авторша предполагает, что, увлекаясь тяжёлой музыкой, ГТА и программированием, из Питера вырос маньяк-садист. Такие дела.Чтобы мы совсем не заснули от скуки, Пиколт добавляет ещё одну линию повествования: про судью Алекс Корниер и её дочурку Джози. Будучи нежеланным ребёнком у матери-трудоголички и без примера перед глазами здоровых семейных отношений, Джози ввязывается в абьюзивные отношения с самым придурошным парнем, которого смогла найти. Да, это как раз тот, который успешнее остальных травит Питера. Исходя из написанного, я прихожу к простому выводу: Пиколт и Джози сделала страдалицей, мучающейся от посттравматического стрессового расстройства из-за токсичных отношений, что приведёт нас к неожиданной развязке в конце, и мы узнаем, кто застрелил главного хулигана школы. Правда, развязка эта настолько очевидна, что я ни на минуту не сомневалась в этом исходе событий.
В итоге все участники Марлезонского балета остались в выигрыше:
Алекс нашла мужика и опять залетела, Джози за убийство не получила никакого наказания, по всей видимости, а Питер наконец самоустранился.Логика в поступках героев отсутствует. Что, зачем и почему, ответы мы не получим. Ещё смешнее то, что никто и не пытается докопаться до причины поступка Питера. Его мать говорит, что не виновата, и её вообще нужно жалеть из-за того, что она потеряла первого сына. Батя вообще ни о чём не думает, спокойно продолжая работать каким-то там преподавателем в колледже. Адвокат Питера просто ищет предлоги, за что его можно было бы оправдать (всякие ПТСР и прочие). Джози рыдает по парню, которого сама же и застрелила, ха-ха. Матушка Джози, Алекс, ищет себе мужика и никак не реагирует даже на чистосердечное признание Джози в суде. И так далее, и тому подобное. Да, конечно, Пиколт пару раз вставит гневные выкрики родителей пострадавших учеников-картонок, но по большей части никто из её героев не обеспокоен случившимся.
Как некоторые читатели могут лить слёзы над этими посредственными манипуляциями - для меня загадка.
Давненько я уже читала ещё один художественный роман по той же теме - Найти Джейка , так в нём, при всех прочих минусах, отец этого самого Джейка хоть ходил и корил себя всю книгу, а ведь сын его, на минуточку, вообще не был стрелком! Зато у Пиколт всем на всё плевать. Как думали только о себе, так и продолжают. Эгоисты кругом. Может в этом и есть смысл книги? В любом случае плюсов это книге не добавило. А сам Питер только раздражает своей слабостью и неспособностью взять себя в руки и хоть попытаться разок отстоять своё достоинство.И ещё у меня остался один вопрос:
как можно успеть за 19 минут пройтись по всему зданию школы, перестрелять тридцать человек, а потом ещё и не спеша отобедать миской хлопьев??Содержит спойлеры1404,7K