Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Гроздья гнева

Джон Стейнбек

  • Аватар пользователя
    GabrielMNoks6 апреля 2022 г.

    Великая депрессия никуда не делась, она лишь приняла иную форму

    Прежде чем самой взяться за Стейнбека, я познакомилась с отзывами на произведение других читателей, а также с биографией самого автора и краткой исторической сводкой о событиях, в которые предстоит погрузиться. И вот, стоило мне дочитать книгу, как все эти фразы вроде «какое было жуткое время», «как ужасно жили люди», «давайте будем благодарны за то, что имеем» и т.п., встречающиеся в отзывах и рецензиях, показались мне ужасно нелепыми. Получалось, что рецензенты действительно не видели жёсткой параллели с настоящим. Хотя, стоит отметить, что не все смотрели на книгу столь поверхностно, были и те, кто таки приметил подобные ужасы и их предвестники и в современном мире. А как иначе, ведь рынок решает, и будет решать дальше. Если у нас с вами есть деньги на интернет и возможность заходить в соцсети,чтобы проверить рецензии и сообщения, значит, мы не относимся к той категории граждан, что и сейчас борются за своё выживание, а такие есть, нужно только открыть статистику, или новостную сводку, или даже страничку с уровнем зарплат на периферии. Нищета никуда не делась, просто мы с вами с ней не сталкивались, нам повезло, ведь везение в современной системе – это высшее благо. Ни ваше трудолюбие, ни ваши таланты не помогут, если у родителей нет денег даже на интернет... или на шапку, как у того китайского мальчика (слыхали эту историю?).

    На примере простой американской семьи Стейнбек рассказывает нам о «прелестях» Великой депрессии, начавшейся в 1929 году и завершившейся, если верить википедии, в 1939. Год окончания подозрительным вам не кажется? Мне да, ведь все знают, что произошло 1939 году. А в причинах депрессии любители Стейнбека пытались разобраться? Мне стало интересно, отчего так произошло. Если коротко, то это кризис перепроизводства. Капитализм перестал быть саморегулирующейся системой. Товаров было много, а денег, чтобы их купить – мало. Неужели и сейчас не показалось знакомым? Около 10 млн. человек погибли от голода в тот жуткий период. Но всё разрешилось... войной? Ох, это очень интересная тема, но вернёмся к книге.

    Семья лишается земли, так как не в состоянии платить арендодателю. Теперь в тех краях главенствуют тракторы и банки. Банки поглощают всё на своём пути, отправляя людей в солнечную Калифорнию, где, согласно множеству листовок, полно работы и еды. Однако лишь позже наши герои узнают,какой обман поджидает их в этом прогнившем, захваченном спекулянтами и репрессивным аппаратом мире.

    И даже на родной земле тебе не рады, ведь ты готов работать за корку хлеба для своего ребёнка. Правда, эти же люди, называющие тебя «грязным Оки», забывают о том, что стоит тебе воспротивиться, потребовать справедливую оплату и нормальные условия труда, как понятой шерифа наречёт тебя«красным агитатором» (т.е. коммунистом) и заключит под стражу. Как же они боялись коммунистов в те времена. И не мудрено, ведь именно благодаря революции в нашей стране в мире наконец-то узаконили 8-часовой рабочий день (он был и раньше в некоторых странах, только до этого никто всерьёз не стремился исполнять закон). Страх перед «красной угрозой» заставлял кап страны вводить человеческие условия труда. Это не мои выводы, это исторические данные. Теперь-то я понимаю, почему ФБР с таким усердием пыталось состряпать дело против Стейбека. Автор написал правду об их действительности, а его приняли за очередного коммуниста.

    Когда читаешь подобные книги, не ждёшь определённого финала,ведь это не сказка про фей и не жанр подростковой литературы. Это история о жизни, о нашем прошлом, о настоящем и будущем, если ничего не изменится в лучшую сторону.

    Интересный момент: «Оки» Стейнбека напомнили мне чаты моего родного города. Я живу на юге нашей страны, и слово «понаех», изрыгаемое местными «кубаноидами», полностью отражает термин «Оки». Так здесь любят называть тех, кто приехал из менее «перспективных» регионов России. Аналогично кличут и мигрантов из ближнего зарубежья. «Понаехов» винят во всём: в пробках,в хаотичном строительстве, в преступности, в маленьком жаловании, в забитых школах и садах и др. Казалось бы, а при чём здесь эти люди, ищущие лучшей жизни? Разве в пробках не виновата замершая инфраструктура, отсутствие развязок, нерациональное использование земель? А в хаотичном строительстве не виноваты те, кто, в угоду личному кошельку, раздаёт разрешения на строительство многоэтажек без социальных институтов, таких как школы и сады? В маленьком жаловании — современная политика, монополии и т.п. Нет, у нас винят «понаехов»,аналогично, как жители севера в романе винили «Оки». Я вижу это вокруг себя, я нахожу это в новостях, на улице, в общении со сверстниками. И мне становится страшно, как глубоко система запустила в нас свои когти, как безжалостно она выгребает из современных людей человечность, оставляя лишь злость, сожаление об утраченной возможности и жажду наживы. Мы готовы винить друг друга, готовы рвать глотки приезжим, готовы подраться на дороге, но взглянуть на всё это со стороны и чётко определить причины происходящего мы не в состоянии. Да и есть ли в этом целиком и полностью наша вина? Или нас так настроили думать? Изо дня в день,тратя в пробках по четыре или пять часов, отстаивая в поликлинике привычную очередь или пытаясь выплатить ипотеку на зарплату в двадцать тысяч (в лучшем случае) захочется ли тебе совершать добрые дела и быть вежливым?

    История циклична, если возвращается к старым граблям, а именно это она и делает. И как себя проявит новая Великая депрессия?

    43
    1,7K