Рецензия на книгу
Стамбул. Город воспоминаний
Орхан Памук
violentbonfire4 апреля 2022 г.Чем больше город, тем сильнее одиночество
Я никогда не была в Стамбуле, но хотела бы там побывать. Возможно, в свете последних событий мне никогда не удастся увидеть Голубую мечеть и вдохнуть соленый запах Босфора, поэтому я вдвойне благодарна этой книге за богатство иллюстративного материала и личное отношение к, казалось бы, туристическим местам.
Орхан Памук написал роман о себе в Стамбуле, и писателя там иногда сильно больше, чем города. По большей части он фиксирует свои детские и юношеские воспоминания, которые все насквозь пронизаны печалью. И это мне было крайне удивительно (наверное, из-за того, что я была веселым ребенком и достаточно дружелюбным подростком), потому что детство — время в моем понимании счастливое, даже если в семье и нарастает напряжение из-за денег и неудач отца. Книга из-за этого тоже производит какое-то тоскливое впечатление и создает исключительно упадническое настроение. Если судить по тому, что в ней написано, Стамбул — место без будущего, без достойного настоящего, которое живет своим славным и героическим прошлым. Там все приходит в упадок, в том числе и мысли людей. В Стамбуле Памука как будто нет движение, все замедлилось и перестало развиваться. Даже окружение писателя, молодые и полные надежд люди, хотят только прожигать жизнь, бегая по кругу вслед за своими сиюминутными желаниями.
Вся эта экзистенциальная тоска (привет, Сартр и Камю) подкрепляется осмыслением собственной сексуальности. И, честно говоря, я хотела бы, чтобы ее было немного поменьше. Наверное, для самого Памука весьма значимым был день, когда папа застукал его за актом самоудовлетворения, но хочу ли я видеть подобное в книге о Стамбуле — вопрос. Все эти размышления в конечном итоге приводят к прекрасной и лиричной главе о первой влюбленности Памука, о свиданиях в музеях и сеансах рисования, но такая глава все-таки не смогла изменить моего отношения к обилию этих эпизодов.Я невольно сравнивала эту книгу с романами Наринэ Абгарян, которые также пропитаны неизбывной грустью за свой народ и за свою Родину. Но в них всегда есть место надежде, вере в лучшее, Людям с большой буквы. Здесь же все герои проживают свои жизни настолько незаметно и пресно, что и читать о них тоже грустно и больно. Ни один из них не вызывает симпатии, ни об одном не хочется узнать как можно больше. Стамбул затмевает их, но затмевает их не величием, а запустением. И запустение это настолько велико, что никакая сила, в том числе и сила искусства, не может его победить.
2510