Рецензия на книгу
There Will Come a Darkness
Кейти Роуз Пул
Аноним2 апреля 2022 г.«Те, что не имеют власти над своими решениями, всегда будут во власти судьбы». (с)
⠀⠀⠀Не помню, как именно я нашла эту книгу, но это было еще давно, когда только выходила трилогия «Век тьмы». Прежде всего, меня привлекла симпатичная обложка — сочетание цветов, графика, интересные элементы. Затем — аннотация. Про авторку я не слышала. Эта книга попала в финалисты премии Morris Award (к слову, в этой премии побеждали «Саймон и программа Homo sapiens» и «Вся ваша ненависть» ), а также она отмечена как лучшая хоррор книга, по мнению Tor (что удивительно). Мне было интересно познакомиться с этой трилогией, тем более у меня очевидная слабость к фэнтези и YA. Был какой-то шарм в этой трилогии, из-за чего мне также было любопытно. После прочтения у меня остались весьма двойственные ощущения, да я даже не могу решить, понравилось мне или нет. Очень странные ощущения после книги. Есть очевидные плюсы (например, третья часть книги), но сомнений еще больше. Но обо всем по порядку.Сюжет, задумка и персонажи:⠀⠀⠀Есть пророчество, согласно которому может наступить Век тьмы, и у него есть свои предвестники. Из поколения в поколения пророки руководили и направляли, видя будущее и возможные невзгоды, но они исчезли, и только новый Пророк, о котором есть пророчество, может стать спасением всего мира. Эта история будет разворачиваться от пяти персонажей, движимые своими мотивами и целями: изгнанный принц, который мечтает вернуться и все изменить; убийца Бледная рука, которая пытается спасти сестру; лидер паладинов, которые не может выбрать между долгом и своими чувствами; девушка, которая может стать преградой для всех. Они связаны между собой, и они могут стать либо источником спасения, либо разрушения всего мира.⠀⠀⠀Книга состоит из трех частей: Предвестник, Клятва и Башня. Первая — совершенно скучная, но стоит отметить неплохое начало (не было резкости, плавное введение в суть). Описывает всевозможные конфликты как настоящего, так и будущего, а также обрисовывается глобальная проблема — Век тьмы. Вторая — более насыщенная; создает связи между персонажами, обрисовывает более четкие контуры проблем. И наконец третья — самая интересная, кульминация этой книги. Насыщенность, динамика, интриги и драма. А драмы будет много, и это радовало. Кроме того, можно отметить постепенное нарастание напряженности, нет ощущения «с корабля на бал». Начало — интригующее, с участием Эфиры. И начало очень напомнило «Все лживые клятвы», даже завязка истории Эфиры похожая (вынуждена что-то делать ради спасения сестры, себя не щадит и так далее). В целом, в книге есть неплохое начало, абсолютно скучная первая часть, нарастание интриги с конца второй части, а также много драмы в конце.⠀⠀⠀Книжный мир не привлекает: с одной стороны, видно, что авторка пыталась обрисовать все особенности мира (описание городов, предыстории, глобальной проблемы, народов и так далее), но, с другой стороны, весь этот мир — будто декорации (с первого взгляда привлекательные, но, если присмотреться, скучные). Нет вовлеченности в этот мир. Есть сюжет, есть персонажи, но они будто действуют в абсолютно пустом мире. Он попросту неинтересен. Возможно, в следующих книгах будет больше деталей, но пока описание мира — минус. Эта пустота иногда перекидывалась и на сам сюжет. Казалось бы, столько событий, но они как будто мимо. А зачем это, а почему это, а это было важно, да? И это ощущение часто усиливалось. На мой взгляд, мир и сюжет очень связаны: без грамотного раскрытия мира не будет качественного сюжета. Но, что радует, есть карта — и это плюс. И концепция даров понравилась — сделано неплохо.⠀⠀⠀Глобальная проблема в книге обрисована четко — она не забывается и постоянно повторяется в виде пророчеств и новых находок. Также есть проблема, связанная со свидетелями во главе с Иерофаном. Все это мне напомнило Правила волшебника Терри Гудкайда и его Джеганя. Противостояние Древнего мира с Новым (Кейти Р. Пул: противостояние свидетелей с одаренными). Но проблема с Иерофаном становится более четкой только в третьей части. Он не ощущается каким-то реальным злом, потому что о нем говорится как о далеком персонаже, а, когда он появляется, нет ни удивления, ни страха. Пока слишком пустая сюжетная линия, кроме развития ветки с Хассаном.⠀⠀⠀Книга построена на повествовании от лица пяти персонажей: Эфиры, Хассана, Антона, Джуда и Беру. Каждая история — свой путь к общей кульминации сюжета этой книги. Целых пять — для такой весьма скромной книги. Сначала мне казалось, что авторке удавалось держать баланс между всеми персонажами, но к концу понимаешь, что чья-то история слишком короткая, а у кого-то — слишком длинная. И порой из-за этого теряешься и думаешь: а что, например, с Беру? Кстати, не понимаю, зачем сделали ее персонажем, от лица которого ведется повествование. Она важный персонаж, но ее история в разы короче, чем у остальных. Использование POV в таком количестве в этой книге —сомнительное решение. Но попытка была неплохая.⠀⠀⠀Теперь конкретно по персонажам. У каждого есть свои тайны и способности, я не буду останавливаться на них подробнее. Самые интересные истории — у Эфиры и Антона. Я бы даже сказала, более насыщенные, прописанные и, возможно, интригующие. Антон радовал на протяжении всей книги, а вот Эфира… сначала она была интересной, но, когда она легко повелась на разговоры одного персонажа, у меня возник вопрос: как они вообще выживали, если так легко доверяет незнакомым людям? Но история у нее занятная, где свою роль играет Беру, ее сестра. Трагичная история, которая подводит к тяжелому решению. Единственное, мне непонятна логика: в самом начале она, конечно, говорила, что не хочет, чтобы сестра продолжала, но точного ответа не было, а вот в конце… Драма немного на пустом месте, откуда Эфира должна была узнать окончательное решение? Затем принц Хассан: сначала нравился, на нем даже был серьезный акцент, но этот персонаж в итоге оказывается скучным (даже не из-за неожиданного поворота). А какая драма разворачивается между Хассаном и Кхепри — ух, страсть сразу в первой части книги, сильно. Самая странная (читайте — необоснованная) связь между персонажами в этой книге. А вот Джуд: с одной стороны, классный персонаж со своими идеалами и целями, но, с другой стороны, как он вообще стал главой паладинов, если их постоянно туда-сюда мотали? Но его взаимодействие с Антоном — приятное дополнение. Кстати, в книге есть намеки на ЛГБТ (как будет дальше — пока непонятно для меня), но это было похоже на романтическую дружбу. Гектор — раздражающий, но его можно понять. Не думала, что все так закончится с ним. В целом персонажам есть куда расти, но задатки для развития есть. Но некоторые персонажи такие наивные (да-да, это YA), и поэтому их регалии казались странными: Джуд (глава паладинов), Хассан (принц и новая роль). Вот Хассан — святая наивность, вот честно. Все повороты с его семьей — вполне ожидаемы (не совсем предсказуемые, но предугадать можно было).⠀⠀Какие же слабые в книге диалоги, а также на уровне детей. Просто вот: «— У меня для тебя работа; — Не заинтересован; — Ты даже не слышал, что это; — Не важно, ты уже знаешь мой ответ; — Знаю». Если знаешь, зачем весь этот разговор, начни сразу с главного — заинтересуй его, надави на какую-то слабость и так далее. Порой слишком детские диалоги. Или типичные шаблоны в диалогах: я хотел для тебя лучшего! Я бы никогда так не поступил с тобой! Тебе никогда не понять моей боли! И так далее. Слишком тривиально и клишировано. Но книга читается легко и непринужденно, нет высокопарного слога. Но многие клишированные моменты и щаблоны диалогов будут надоедать. ⠀⠀⠀Я почитала отзывы о книге на Goodreads, где люди с восторгом ждали трилогия из-за позиционирования маркетинговой кампании. Мне непонятно, почему эту книгу продвигали как новую «Шестерку воронов» Ли Бардуго. Нет, вообще нет. И хоть я прочитала половину этой книги и пока не закончила, нет той атмосферы, что есть у воронов. То, что много персонажей и они как-то пересекаются? Только если это. Это совершенно другая книга. «Стеклянный трон» Сары Маас? Серьезно? Нет. Творчество Масс намного взрослее, если мы сравниваем с этой книгой. Также для фанатов «Детей крови и костей» (не читала, не могу сказать, но по аннотации 50/50) и «Угольком в пепле». Это точно нет, потому что книги Тахиры совершенно иные: другая история, другой мир, другие предпосылки.⠀⠀⠀Сильные стороны (плюсы): красивое оформление обложки — текст, иллюстрации, обложка, карта; концепция дара (возможности, ограничения, сила); динамичность третьей части; плавное начало; наличие четко обрисованной глобальной проблемы; драма, интриги и, возможно, неожиданные повороты.⠀⠀⠀Моменты, вызывающие сомнения (не плюсы и не минусы): персонажи; наличие 5 POV в повествовании.⠀⠀⠀Слабые стороны (минусы): наивность персонажей (почти у всех — это странно); тривиальные диалоги; раскрытие мира на минимуме, что поводит к пустоте и слабости сюжета в целом.Выводы:⠀⠀⠀Мне сложно сказать, что книга определенно хорошая или определенная плохая. Она вот есть, у нее есть свои плюсы и свои минусы, и, возможно, она может понравиться. Книга не кажется слабой, но проблемы очевидные есть. Я надеюсь, что когда-нибудь авторы поймут, что надо развивать мир вместе с сюжетом, а не торопиться раскрыть глобальную проблему, создать новые конфликты и подтолкнуть персонажей к действиям. Интереснее и увлекательнее читать, когда ты можешь понять мир, почувствовать атмосферу, окунуться и быть вместе с героями. Тогда это определенно другие впечатления. Но пока этого нет. Скорее всего я прочту продолжение этой книги, но это не будет приоритетом, пока это не кажется чем-то интересным и увлекательным. Рекомендую ли эту книгу к прочтению? Скорее да, чем нет. С этой книгой вполне можно отдохнуть, но наивность и тривиальность диалогов могут бесить.652K