Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 10. Девяносто третий год
Виктор Гюго
Аноним2 апреля 2022 г.В романе описаны события времен противостояния Республики и мятежного сопротивляющегося дворянства. Эта сложная кровавая история представлена как художественное произведение. С одним лишь но. В первой половине книги художественное повествование неожиданно прерывается на подробнейшую историческую справку. Перед нами предстает вереница деятелей с их должностями, деяниями и судьбой (это, как правило, смерть, очень кровавое время). Нас погружают в мятежный и суетливый Париж. Например, здание, где происходит открытый суд – это помещение бывшего театра. На несколько десятков страниц автор описывает прежний витиеватый декор королевского театра и новое почти геометрическое красно-серое помещение республиканского правительства. Конечно, мы понимаем, что это сравнение двух разных эпох. А потом вдруг сатирические выкрики из зала, и опять яркая художественная история.
Беседы за столом реальных исторических личностей показывают происходящее изнутри. Некоторые революционеры тоже не прочь заполучить денежки себе в карман, выделенные на великие дела. Они сами, получив известность, живут в хороших домах с прислугой и ухаживают за аристократками, чтобы упрочить свое положение в обществе. А дворянство частенько участвует в передрягах на стороне революции, если это выгодно и обеспечит будущее. В целом, все как всегда.
Вторая половина книги возвращает нас в историю. И автор уже не прерывается, а завершает это повествование. И даже в этой динамичной части, описывая простых людей, он поднимает глобальные вопросы. И делает это так ненавязчиво и легко. В этом я вижу величие автора.
6838