Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Hedda Gabbler

Henrik Ibsen

  • Аватар пользователя
    Artizarra8 июня 2013 г.

    После «Кукольного дома» Ибсен заслужил славу чуть ли не «феминиста», за что был между строк осмеян другим видным скандинавским писателем того времени — Августом Стриндбергом, который был ярым противником эмансипации. Рецензия на «Кукольный дом» вряд ли мне поддастся, а тут пьеса на похожую тему. Здесь я сконцентрирую внимание на главной героине.

    Бедная, бедная, Гедда Габлер, гордая дочь полковника, которая жаждет деятельности и чахнет в доме своего мужа Тесмана. Разумеется, не такая, как другие женщины. Гедда всеми силами выпячивает свою анти-женственность: хамит тётушке мужа просто потому, что ей так хочется, любит стрелять из пистолетов и сгорает от желания сделать что-нибудь «реальное», а не жить-поживать с Йоргеном да детишек наживать. Хотя, не спорю, что Йорген Тесман, как и Торвальд Хельмер из «Кукольного дома», оказывается премерзким человеком. Его жена могла бы быть способна на многое, и судьба подкинула ей случай. На этом месте ясно просматривается фатальная ошибка: под настоящей деятельностью Гедда подразумевает только разрушение. Она даёт понять, что издевается над Лёвборгом (который, кстати, был когда-то её возлюбленным) и Теа, ей любая «слабость» омерзительна, насколько бы близки ни были ей эти люди. А ещё — какой ужас! — её действия не лишены обыкновенной женской ревности. Гедда ничуть не лучше своей соперницы Теа, а отсутствие всякой любви делает её пустой. Она поняла это, за что пьеса и получает свои заслуженные пять баллов.

    3
    95