Рецензия на книгу
Hedda Gabbler
Henrik Ibsen
Artizarra8 июня 2013 г.После «Кукольного дома» Ибсен заслужил славу чуть ли не «феминиста», за что был между строк осмеян другим видным скандинавским писателем того времени — Августом Стриндбергом, который был ярым противником эмансипации. Рецензия на «Кукольный дом» вряд ли мне поддастся, а тут пьеса на похожую тему. Здесь я сконцентрирую внимание на главной героине.
Бедная, бедная, Гедда Габлер, гордая дочь полковника, которая жаждет деятельности и чахнет в доме своего мужа Тесмана. Разумеется, не такая, как другие женщины. Гедда всеми силами выпячивает свою анти-женственность: хамит тётушке мужа просто потому, что ей так хочется, любит стрелять из пистолетов и сгорает от желания сделать что-нибудь «реальное», а не жить-поживать с Йоргеном да детишек наживать. Хотя, не спорю, что Йорген Тесман, как и Торвальд Хельмер из «Кукольного дома», оказывается премерзким человеком. Его жена могла бы быть способна на многое, и судьба подкинула ей случай. На этом месте ясно просматривается фатальная ошибка: под настоящей деятельностью Гедда подразумевает только разрушение. Она даёт понять, что издевается над Лёвборгом (который, кстати, был когда-то её возлюбленным) и Теа, ей любая «слабость» омерзительна, насколько бы близки ни были ей эти люди. А ещё — какой ужас! — её действия не лишены обыкновенной женской ревности. Гедда ничуть не лучше своей соперницы Теа, а отсутствие всякой любви делает её пустой. Она поняла это, за что пьеса и получает свои заслуженные пять баллов.
395