Рецензия на книгу
Ил-76 на службе ВВС
Виктор Марковский
DollakUngallant29 марта 2022 г.«На взлет…
Уходит ввысь «Илья» трудяга,
Турбин грохочущий квартет,
Поет…
Летит «Ильюша» работяга, бродяга, наш
транспортяга…»
Из песни Н. АнисимоваКнига являет собой довольно средний по объему очерк о конструктивных особенностях и применении моего любимого и безусловно лучшего в нашей стране военно-транспортного самолета Ил-76(М, МД).
Текст охватывает период от начала эксплуатации основного самолета нашей Военно-транспортной авиации (первый полет опытного образца 25 марта 1971 года) до начала 2000-х годов.
Изобилует фотографиями иногда к месту по ходу изложения книги, чаще всего бессистемно для наполнения объема.
Наиболее хорошо, подробно о возможностях самолета Ил-76(М, МД) рассказано в части касающейся десантирования личного состава, техники и грузов, перевозок в интересах министерства обороны и народного хозяйства.
Во все точки мира перевозки тысяч и тысяч тонн гражданских и гуманитарных грузов, автомобилей, строительной, сельскохозяйственной техники, узлов связи, стройматериалов, продовольствия, бог знает, чего еще… Спасение раненных, больных, эвакуация людей из горячих точек и зон природных, техногенных катастроф. Афганистан, землетрясение в Армении. Везде он – наш славный «Ильюша». После распада СССР Россия получила большинство бортов Ил-76М, МД при разделе состава самолетов семи военно-транспортных дивизий между независимыми республиками. И главное смогла не только поддержать их исправность, провести капитальный ремонт всех самолетов, более того смогла наладить выпуск новых самолетов.
Автор сообщает, что когда-то служил старшим техником Ил-76 и что в ту пору ему «довелось узнать много полезного». Возможно это так, но почему-то собственно о самолете, о его техническом устройстве, особенностях технической эксплуатации, достоинствах и недостатках в книге «кот наплакал». И это жалко. Нет самого главного – о модификациях Ил-76, который «вырос» сначала в Ил-76М, потом Ил-76МД, Ил-76МДМ, а в наши дни уже в Ил-76МД-90А, в глубокую модификацию, но главное во вновь изготавливаемый самолет.
Довольно мало о сердце самолета, о его двигателях Д-30КП (КП-2). Есть кое-что о недостатках: о разрушениях межвальных подшипников в первые годы работы двигателей, введение периодической вибродиагностики этих подшипников с целью мониторинга их технического состояния в процессе эксплуатации. Отдельные случаи аварий и катастроф.
«Замена двигателей производилась без…крана, с использованием устанавливаемой на пилоне лебедки (впрочем, процедура эта оставалась делом крайне хлопотным и занимала до двух дней у целой бригады)».Вот эта фраза и выдала автора. По ней точно можно сказать, что он если и служил старшим техником, то скорее всего недолго.
Потому что видно, что автор не знает, как нюансов (потому что лебедка на пилон для демонтажа-монтажа двигателя устанавливается не одна, а две), так и в целом организации процесса. Потому что бригада из четырех-пяти человек за пять-шесть часов могла двигатель заменить. Начав с утра после обеда, как правило, после обеда можно было «пустить дым». То есть выполнить опробование установленного двигателя. Назвать «делом крайне хлопотным» эту работу никак нельзя. Инженерам и техникам знающим, что за истинное мучение - замена двигателя на антоновских самолетах (Ан-12БК или Ан-26), та же работа на Ил-76(М, МД) всегда казалась легкой прогулкой.
При всех недостатках книжки, оценка ей все-равно высшая, поскольку она о родном, обожаемом «Ильюше». О великом самолете, - надежном, неприхотливом, красивом, способном взлетать и садиться где нужно. Способном, кажется, выполнить любую благородную задачу…19204