Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Bellman and Black

Diane Setterfield

  • Аватар пользователя
    RomanLina26 марта 2022 г.

    Беллмен и Блэк, или история о призраках, которых нет

    Наверное, каждый из нас сталкивался с трудностями перевода – особенно этим грешат наши прокатчики фильмов, желающие «обрусить» все, до чего только дотягиваются их руки. В этот раз, сравнивая название на английском и то, что отпечатано на обложке, я привычным жестом прикрыла рукой глаза. «Ну зачем нужна это отсебятина?» Это казалось странным вкупе с выдержками из зарубежных рецензий, помещенных на заднюю сторону обложки. 2 из 5 используют слово «призрак», так зачем же было заменять название на «Незнакомца»?

    После прочтения вопросов не осталось. Я не только не в обиде на переводчиков, но и восхищаюсь их прозорливостью. Если бы на обложку  ещё и не поместили эти самые рецензии, целесообразность которых мне кажется очень спорной, то я совершенно была бы избавлена от тягостного ожидания – «Да где ж те самые призраки-то???»

    Книга начинается с конца – мистер Уильям Блэк вспоминает всю свою жизнь, готовясь провалиться в объятия смерти. И самым последним всполохом – невероятное, очень удачное попадание камешком из рогатки в молодого грача, сидящего на другом конце поля. Мальчик был одновременно горд своей удачей, но и смущен и озадачен, ведь именно тогда, в возрасте 10 лет, он впервые встретил смерть. Именно смерть, никаких не призраков. И о ее (его) существовании пытался забыть на протяжении всей жизни – так сильно, что забыл, от чего бежал. Именно пролог очень точно и тонко рассказывает, в чем суть, в чем посыл истории. Он кратко пересказывает все, к чему будут подводить читателя все оставшиеся 350 страниц.

    Уильям с детства был погружен в работу. Хотя он и носил фамилию главного местного работодателя – владельца ткацкой фабрики, до поры до времени он не имел к производству никакого отношения. Брался за любую работу, пел в хоре, ухаживал за девушками и веселился в баре. За парня решил взяться дядя, посчитав его весьма перспективным, и мальчик погружается в процесс производства тканей, вникая в каждую мелочь. Это его и подводит – однажды он переходит грань в своем усердии, и его дед (который на самом деле не дед, а муж его бабушки, которая родила отца Уилла от любовника) считает это отличным поводом от него избавиться.

    Жизнь расставляет все на свои места, отдавая Уильяму должное – он действительно хороший управляющий, способный организовать и улучшить любой процесс, к которому прикасается. Но эти его успехи сопровождаются личными утратами – сначала он теряет мать, затем один за другим уходят владельцы фабрики – его дед, ненавидевший внука, дядя, заметивший в нем потенциал, и кузен, который ни за что на свете не желал управлять фабрикой. Это приводит к тому, что теперь он, не имевший при жизни родных права на собственность, единоличный хозяин Беллменской фабрики.

    В его личной жизни тоже происходят перемены. Он влюбляется и стремительно женится, и в этом браке у него рождается 4 детей. Это действительно счастливый союз, изъяны которого выходят на свет только тогда, когда к этому счастью прикасается смерть. Очень ярко это заметно в момент, когда умирает мать Розы, жены Уильяма. Девушка чувствует боль утраты и мечтает разделить её с мужем, но в такие моменты он закрывается глубоко внутри, запирает любые мысли и чувства.

    Это – «работа» того самого призрака из названия. Уильям дал ему имя «мистер Блэк», хотя мне проще думать о нём как о человеческом воплощении смерти. Его Уилл увидел в тот день, когда своими руками убил грача. Его же он видит на каждых похоронах, которые посетил в дальнейшем. Но он не осознает, каким давним является их знакомство. После того выстрела Уильям долго болел, а потом нашел способ приглушить мысли о смерти – каждую секунду он посвятил делам насущным, не давая памяти и мыслям касаться этого предмета, да и любого праздного, философского вопроса в принципе.

    Но смерть не из тех вопросов, которые можно отложить или не думать о них совсем, ибо она вечна. Она подбирается к Уиллу совсем близко – в виде лихорадки, которая уносит жизни жены и 3 детей, оставляя в живых лишь старшую девочку, Дору. Он предпринимает множество попыток борьбы со смертью, используя привычный ему подход к делам. Но все это не помогает, и тогда на кладбище, в месте последнего упокоения его родных, Беллмен наконец говорит со смертью напрямую – с мистером Блэком. Доведенный до отчаяния, Уильям хотел покончить с собой, но Блэк остановил его, показав «перспективу». Именно её пытается освоить Уильям в следующий период жизни.

    Он бежал от смерти, а она подобралась и ударила в самое сердце. Тогда, следуя концепции «прятаться лучше у всех на виду», он затевает масштабный, грандиозный проект – торговый центр похоронными товарами. И в следующие 10 лет с момента открытия Блэк ни разу не посещает его, - хотя Уильям включает его фамилию в название магазина и откладывает определенный процент прибыли на его имя. Вместе с этим Уилл совсем забрасывает жизнь помимо магазина. Он не посещает дочь, чудом выжившую после лихорадки. Не заводит друзей, хотя имеет огромное количество знакомых со схожими интересами. Не поддается чувствам, которые вспыхивают в его душе при виде одной из швей со схожей судьбой – она тоже потеряла ребенка. Он не позволяет себе думать ни о чем другом, кроме работы – его блокнот всегда услужливо заполнен проблемами, которые требуют его осмысления.

    Но что-то не дает ему покоя. Мысль о Блэке, который не приходит и ничего не просит, хотя Уильям чувствует, что что-то ему должен...

    Не зря первая смерть, которую увидел Уилл, была смертью грача, еще и причиненная его собственными руками. Грачи имеют древнюю историю, когда-то 2 из них, звавшиеся Мысль и Память, были спутниками одного северного бога. И эту символичность принесли в наш мир сквозь века. Наконец придя за Уильямом, мистер Блэк не берет его денег и не отнимает жизнь дочери. Наоборот, он дарит – дарит то, от чего еще ребенком пытался избавиться Уильям. От мыслей и воспоминаний.

    Именно тогда он вспоминает, как был когда-то счастлив. Сколько всего он оставил за чертой, как пуста была его жизнь в попытке не испытывать боли. Как не прав он был, когда совсем перестал видеться с дочерью, в отличие от отца сумевшей взрастить на своем прошлом настоящее. Как слеп он был, когда не делал шага к новой любви с девушкой, пережившей схожую утрату, и с которой вполне мог бы создать новое счастье.

    Но, как мы помним из пролога, это были последние минуты его жизни, и на исправление ошибок времени не остается.

    Вся его жизнь – как полет камешка, убивший грача. Нереальный, почти невозможный взлет, окончившийся смертью. Первая половина его жизни характеризовалась удачей, которую он держал за хвост. Вторая же – была медленным падением в бездну, в которой лишь мрак и пустота. Он добился денег и положения, но в пути совсем забыл, зачем ему нужны эти деньги.

    Возвращаясь к началу, хочу подчеркнуть – призраков в книге нет. «Незнакомец в черном», как отмечают наши переводчики (а именно В.Н. Дорогокупля, замечательная фамилия) – куда как сильнее описывает то, о чем роман. То, от чего бежал Уильям, выражалось именно в этом самом образе, для описания которого он так и не подобрал слов. Смерть сопровождала его на протяжении жизни, всегда «была рядом». Конечно, хотелось бы, чтобы мистер Блэк посещал каждого из нас как можно реже. На примере Уилла можно понять – бегать от него бесполезно.

    Эта книга напоминает нам о важности момента «здесь и сейчас». О том, что можно быть самим собой только тогда, когда опираешься на свое прошлое. О том, как важно ценить своих близких. О том, что истинная сила – когда в самых страшных испытаниях ты находишь силы идти дальше. И не оглядываешься на неизбежное.

    Содержит спойлеры
    20
    623