Рецензия на книгу
Азазель
Борис Акунин
Tarvalon23 марта 2022 г.Борис Акунин — "Азазель"
Год издания 1998
По хронологии книги – 1876
Эрасту Фандорину 20 лет
Жанр: конспирологический детектив, сиречь теория заговора в действии.Я помню, что при первом прочтении мне сразу же показалось, что это своеобразная вариация на тему знаменитой сентиментальной «Бедной Лизы». Как выяснилось позже: отнюдь не показалось, просто с мистификациями на тот момент я была знакома весьма слабо, разве что успела слегка приобщиться к творчеству господина Сапковского (и то сказать, в 1998 году мне сравнялось аккурат 15 лет, а двадцатилетний Фандорин был для меня вполне взрослым молодым человеком, пригодным стать объектом романтических грез).
Сюжет за почти четверть века, думаю, изучили уже все желающие, что должно (теоретически) избавить меня от преследования за спойлеры.
Итак, банальное самоубийство становится ниточкой, ведущей в сердце глобального заговора. Причастных к расследованию лиц настойчиво убеждают, что речь идет о нигилистах, нацелившихся на самую высокопоставленную молодежь, включая самого цесаревича, но ситуация оказывается сложнее, страшнее и глубже: мир опутан происками тайного общества, которое собирается вести человечество к счастью, не гнушаясь кровавыми убийствами, невинных и непричастных – в том числе. Во главу угла здесь ставится прогресс, а цель превыше любых и всяких средств.
В самой гуще расследования оказывается по чистой случайности (случайности не случайны, об этом следует помнить всегда) и сыщицкому любопытству втянутый в него юный Эраст Фандорин. Юноша оказывается прирожденным следователем; ореол таинственности, некой «избранности» прилагается. Кроме того, в истории есть совершенно очаровательная Лиза, к которой до самых последних строк весьма сложно применить эпитет «бедная», и даже – по всей классике жанра – свадебные колокола. Впрочем, произведение не заканчивается ими. Концовка, когда она была для меня внове, шокировала меня наравне со сценой из «Летающих островов», когда читатель в последний раз видел Делию (впрочем, «Летающие острова» это тоже мои пятнадцать звонких лет, была причина впечатляться до дрожи).
Книга небольшая, язык простой, но привлекательный. Это тот самый случай, когда читать ИНТЕРЕСНО. Вот просто интересно – и все, и остановиться нет никакой возможности.
Азазель же (да, кстати, почему, собственно Азазель) был неким духом, падшим ангелом, который «научил мужчин владеть инструментами и оружием, а женщин красить лицо и вытравлять плод», но не только. Это дух прогресса и познания, своеобразное отражение Прометея (за что, кстати, и поплатился не менее сурово, чем оный). Неудивительно, что наша таинственная прогрессивная не побоюсь этого слова секта выбрала именно Азазеля своим символом, лозунгом и – как сказали бы в современности – слоганом. (Одна из моих одногруппниц, правда, была уверена, что Азазель – это женское имя, но это слегка другая история).Если говорить серьезно, то с Азазелем встречался каждый, кто читал Булгакова, правда, там он носит другое (но схожее) имя: «Сбоку от всех летел, блистая сталью доспехов Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца».
7336