Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Разрисованная вуаль. Рассказы

Сомерсет Моэм

  • Аватар пользователя
    Аноним3 июня 2013 г.

    Необыкновенный роман… Проникновенный, глубокий, полный щемящей тоски и подернутый дымкой печали, оставляющий по себе тяжелые, но светлые впечатления. Роман, показывающий жизнь как она есть, жизнь в разрезе. Роман о несчастных, страдающих людях, чьи судьбы переплелись, я уверена, неслучайно. Уолтер и Китти, муж и жена. Но что их объединяет, кроме общей фамилии? Трагизм их отношений не может оставить равнодушным. Они и чужды друг другу, и одновременно, близки какой-то особой близостью. И при этом жаль их обоих, каждого по-своему. Китти – за то, что она такая, какая есть. Его – за то, что полюбил ее такой. Кем она была до встречи с мужем? – Пустышкой, глупой и посредственной, не знающей жизни, не разбирающейся в людях. В начале повествования она не вызывала абсолютно никакой симпатии. Но по ходу продвижения все дальше и дальше в дебри художественных хитросплетений она начала открываться в каком-то новом свете. Очень странно и, в тоже время, приятно было наблюдать ее перерождение. Она изменилась, стала лучше, чище благодаря ему и той иной реальности, которую он для нее открыл, той атмосфере, что сделала их собственными заложниками, но, тем самым, как бы связала их вместе невидимой нитью. И даже то, что грехопадение Китти свершилось повторно, этот второй раз следует воспринимать скорее как случайный эпизод, явившийся данью ее прошлой слабости. Уолтер же, вышедший, на мой взгляд, на удивление цельным персонажем, с самых первых о нем упоминаний в тесте вызывал, в отличие от Китти, лишь только ощущение искреннего уважения и почтения, несмотря на всю сложность и противоречивость своего характера, а может, именно и благодаря ей. И уж точно он не заслужил того, что с ним произошло. Но так устроен наш глупый мир. Хорошие люди притягивают к себе лишения и испытания и, затем, сознательно или же неосознанно, стремятся изжить поселившуюся в сердце сокрушительную боль одним единственным, самым достоверным способом – забвением бытия.
    Следует отметить, что представляя нам во всех подробностях психологические портреты главных героев, Моэм не оставляет без внимания и их окружение. Каждый образ, каждый персонаж у него показаны настолько ярко и реалистично, насколько это возможно. Ведь они списаны с натуры (согласно предисловию автора). И это придает книге тот оттенок полнокровной жизненности, благодаря которому роман вовлекает своего читателя, не оставляя ему ни малейшего шанса оказаться безучастным. Кроме того, личная драма разворачивается здесь на фоне трагедии общественной, на фоне исторических декораций, замечательной природы и такой загадочной для нас, но оттого еще более притягательной восточной культуры. Радует, что автор расширяет тем самым пространство своей истории, не замыкая ее только на взаимоотношения двух людей. Ну и пожалуй, самое важное – это удивительная способность Моэма совершенно доступным языком выражать наиболее значимые для каждого, прописные, казалось бы, истины. Только немного подзабытые. Давая пищу для размышлений каждым своим произведением, непосредственно этим романом он напоминает о следующем: о том, что не стоит разменивать свою жизнь по мелочам и нужно ценить людей действительно достойных, не позволяя никаким покровам заслонять главное, исходящее из самых глубин внутреннее зрение, которое помогает нам не заблудиться в лабиринтах жизни.

    12
    18