Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Семь дней до Мегиддо

Сергей Лукьяненко

  • Аватар пользователя
    Аноним13 марта 2022 г.

    Half-Life 2, Рухнувшие небеса (Falling Skies), Колония (Colony), совсем чуть-чуть Пространства (The Expanse) и рассказа «Пожиратель» Лю Цисиня… А что увидели вы?

    Книги Лукьяненко – это феномен своего времени. Все почему-то с нетерпением ждут «возвращения мастера». Напротив любой новой книги пишут странные рецензии, из серии «да, это старый добрый Лукьяненко!», или «нет, это совершенно не то, что было раньше». Честно признаюсь, не понимаю - о чем тут жалеть?
    Поначалу – да, его творчество воспринимается как что-то новое. Но, после прочтения пяти, дести, пятнадцати, произведений, становится понятно: автор нещадно эксплуатирует одни и те же приемы. Развернуто я описал их в рецензии на «Спектр», поэтому тезисно: 1. Рояли в кустах; 2. Псевдоюмор; 3. Оксюморон; 4. Конъектура (фокус на актуальной повестке); 5. Ну и самой бесячей чертой книг Лукьяненко (лично для меня), является всеобщая, тотальная, на грани с телепатией, проницательность всех его персонажей: и главных и второстепенных!
    Также отмечу главных героев, у Сергея Васильевича, определенно, с ними проблемы. А именно, он не может отойти от двадцатипятилетнего, образованного, не бедствующего, одним словом, обычного человека. Эдакого «Героя нашего времени» по версии автора (прости, Господи). Как есть - Крапивинский мальчишка, так есть и Лукьяненовский парень средних лет, Максим, Кирилл, Антон – без разницы. Несмотря на то, что автор пытается добавить им оттенков, чтобы они хоть немного отличались, но максимум это ограничивается фразой «был женат», или «очень люблю русский рок» - ну вы поняли… Что мешает ему отойти от этой схемы? Ну хотя бы в рамках главного персонажа, правда, не понимаю? Ну сделай ты ГГ девушку, не в рамках современной повестки, а просто так, пусть она будет двадцатипятилетней и любит русский рок. Хоть какое-то разнообразие между Денисов и Егоров. Я уж молчу о том, чтобы замахнуться на некую оригинальность, и рассказать историю, например, от лица десятилетней девочки. В книге же есть такой персонаж. Но нет, будем идти проторенной дорожкой.
    А теперь «да начнется магия!», сейчас мы соорудим книгу Сергея Васильевича «Семь дней до Мегиддо». Берем оригинальную идею «прилетели инопланетяне, но не одни, и переиграли все, что у нас сейчас есть». Добавляем ГГ, парня двадцати пяти лет, обязательно с отличительной чертой - он из небедной семьи (этого вполне достаточно). Непременно он должен работать кем-то, максимально на злобу дня. Серчер! (не будем углубляться). Далее (вот это мне не нравится, в подобном, автор особо замечен не был), мы добавляем идеи из других НФ произведений. Следите за руками: ГГ попадает в гнездо, к середине книги доходит до его сердца, комнаты из серо-синего металла, которую создали инопланетяне, которые ведут войну не пойми с кем, с какими-то другими «плохими» инопланетянами. В комнате, это выяснится ближе к концу, есть даже порталы, но они не работают, т.к. отсутствует, внимание, «резонанс»… Резонанс, Карл! Хорошо хоть не каскадный! Еще людям помогают другие инопланетяне, которые, вроде, нейтральные, но на самом деле, тоже сторона конфликта. Цели этих группировок не понятны. Что они хотят от человечества – покрыто мраком, ГГ вроде приоткрывает завесу, но все равно ничего не понятно. Ну и в конце появляется G-Man, ну или почти он. Тоже, вроде как, человек, вроде как, из правительства. Он переворачивает весь сюжет с ног на голову, и выдает главный клиффхэнгер. Нагло, просто под чистую, взятый из рассказа «Пожиратель» Лю Цисиня. А дальше добавляем все классические приемы Лукьяненко – получаем роман «Семь дней до Мегиддо».
    И так с любым романом автора. На оригинальный каркас идеи натягиваем ткань из заезженных приемов и канвы автора, стелим пару неожиданных поворотов. Вот и готова «палатка» романа! И вот ты глядишь на неё, думаешь: как же хорошо! А потом, собрав уже пять, десять, пятнадцать таких палаток, смотришь и недоумеваешь: а вообще, как их отличить? Ну расцветка другая, да, пожалуй - всё! А ведь где-то есть дворцы, ну или просто дома, да хоть землянки, но не одинаковый ряд палаток!
    Сергей Васильевич – явление! В свое время, он вывел НФ в России на новый уровень. К сожалению, на нем он и остался. И хотя есть проблески, вроде цикла «Соглашение», там хотя бы ГГ не двадцатипятилетний парень… В целом, автор продает одно и тоже из года в год. Зачем он так делает? Видимо, по тому, что покупают! Как уже говорил, нужно-то немного поменять рассказчика и заменить детали, отсылающие к произведениям, из которых позаимствованы идеи и всё! Фокус становится неинтересным, когда ты понимаешь, как он сделан, и уж тем более, когда он скопирован у других фокусников, чьи трюки ты уже видел!

    6
    293