Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The House of the Spirits

Isabel Allende

  • Аватар пользователя
    Аноним12 марта 2022 г.

    Великолепный дом на углу или «Пятьдесят лет одиночества в Чили»

    Латинская Америка, XX век, один дом, одна семья – и все это окутано проклятиями, предсказаниями и иного рода мистикой. Знакомые компоненты, не правда ли?! Кажется, что если их порубить и тщательно перемешать, то получится один в один «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсия Маркеса, даром, что на обложке книги красуется соответствующая выдержка из рецензии одного издания. Эта выдержка также утверждает, что книга Альенде «в состоянии выдержать это сравнение». Но лучше самостоятельно проверить данный факт.
    Среди одиннадцати детей семейства дель Валье маленькая Клара особенно выделялась живым нравом, бойким языком и экстрасенсорными способностями: передвигала предметы за обеденным столом, предсказала смерть старшей сестры, замолчав на десять лет, и собственное замужество, также неожиданно заговорив снова. Мужем Клары стал Эстебан Труэба, жених ее старшей сестры, который для женитьбы на первой красавице города отправился добывать лучшую жизнь в шахтах. А придя вместо сватанья на похороны, был полностью опустошен и переполнен гневом. Последнее чувство он решил направить на восстановление родового поместья в забытой богом деревушке – так Труэба обзавелся капиталом и громким именем, внушавшим уважение пожилым консерваторам и беспокойный трепет крестьянам, особенно женщинам. Спустя почти год после знакомства с эксцентричной и неприспособленной к быту Кларой Эстебан привел ее в специально построенный великолепный дом на углу в качестве своей жены и полноправной хозяйки. С этого момента и ведется отсчет непростой мистической истории этой семьи…
    Сравнение с легендарным романом Маркеса неизбежно, как ни старайся: форма семейной саги, близкие исторические и культурные особенности и традиции Колумбии и Чили, жанр мистического реализма, который так похож на реальную жизнь с ее несуразными совпадениями и пересечениями судеб разных людей. Однако при всем единообразии компонентов Альенде готовит совсем иное блюдо, не копируя гораздо более известное произведение, но и не противопоставляя его. При всей близости вкусов обе книги оказываются разными, именно не противоположными, а просто разными: со своими деталями, поднимаемыми темами и, конечно, именами. Умышленно или нет, но автор вкладывает в уста главной героини фразу о том, что не стоит называть людей в одной семье одинаковыми именами, потому что так неудобно описывать историю жизни, читать это описание, впрочем, тоже. Хотя события романа охватывают только пятьдесят лет истории, даже в границах одной семьи они не проходят незамеченными: то упоминается далекая непонятная война в Европе, которая затрудняет поставки предметов роскоши, то за окном, мешая спать, стреляют из-за военного переворота в родном городе – политика входит в жизнь героев совершенно без спроса. Спускаясь с королевского трона стороннего наблюдателя Альенде использует для повествования голоса самих участников событий, предоставляя им возможность высказаться, пусть и субъективно. Как бы по-разному не воспринимали герои одни и те же события, для составляющего полную картину мира книги читателя они окрашиваются в определенный однозначный цвет.
    Хотя здесь достаточно героев, которые на протяжении долго периода не теряются автором из вида, основная тема, которую только подтверждает посвящение книги – это истории женщин: невыносимо тяжёлые, унизительно бесправные, зависимые от обстоятельств. Причём на каждую приемлемую историю приходится целый десяток несчастных. Это и сёстры дель Валье, для которых традиционно уготовано только замужество на одобренном родителями женихе, отчего может спасти смерть, тяжелая болезнь или монастырь, это и Ферула Труэба, которая без хорошего приданного не смогла выйти замуж и посвятила годы молодости выхаживанию больной матери под давлением дочернего долга, это и крестьянки, которых без зазрения совести и на правах хозяина осеменял Эстебан Труэба, и Аманда, которая в одиночку воспитывала брата, пытаясь ещё попутно чего-то добиться и прикладывая невероятные усилия для создания сильного загадочного образа, за которым можно спрятать нищенское положение, и так до бесконечности. На контрасте с этим полным предрассудков и ограничений миром женщин мужчин в романе сдерживают только их собственные желания, амбиции и, максимум, финансовые средства. При этом именно женщины здесь проявляют силу характера с помощью своих эмоций, которые не только определяют их как личности, но и служат главным маяком на непростом жизненном пути. Благодаря изменению оптики Исабель Альенде удается выйти из тупика, в который попал Маркес, доверивший продолжение рода мужчинам, буквально неспособным принести новую жизнь в этот мир. Поэтому финал книги оставляет после себя, если не оптимизм в полной мере, то точно надежду на лучшее благодаря уникальным женским способностям, проявляющимся не только в деторождении, но и в тонком чувствовании, и в самоотверженности, и в живучести.
    8/10
    Рекомендуется: когда главная претензия к «Сто лет одиночества» – одинаковые имена героев.
    Опасно: не признающим присутствие «чудес» в реальной жизни.

    7
    504