Рецензия на книгу
Ярмарка тщеславия
Уильям Теккерей
Аноним12 марта 2022 г."Комедия нравов" эпохи наполеоновских войн остаётся актуальной и в наши дни. Конечно, сейчас маменьки не устраивают браки своим дочерям, да и то, что раньше называлось "из грязи в князи", теперь именуется "историями успеха"(нет-нет, я совсем не против). Но люди остаются людьми. Так же бьются за место под солнцем, разоряются, богатеют, проявляют равнодушие к близким, влюбляются.
Теккерей написал огромное полотно и пользовался при этом крупными мазками. Во многом его герои и ситуации типичны. Но самый яркий и живой персонаж - это, конечно, Ребекка, self-made woman.
Главный грех её в том, что она не богата и не знатна, и ей нужно как-то самой устраиваться в жизни. Большое удовольствие - наблюдать за её уловками, за тем, как она обводит людей вокруг пальца, пользуется чарами для обеспечения своего благополучия. Правильная Эмилия выглядит пресной и вялой по сравнению с Бекки. На этом противопоставлении двух героинь и построен весь роман.Теккерей смотрит на всё происходящее как бы со стороны, и образ ярмарочного балагана с марионетками несколько раз появляется в книге. Автор видит скрытые мотивы поступков людей, их мелочность, но не обличает своих героев. Весь роман пронизан тонкими ироничными наблюдениями.
"Всё это, конечно, суета; но кто не признается в том, что в небольших дозах она приятна? Хотелось бы мне знать, какому разумному человеку не нравится ростбиф только потому, что он не вечен?.. Будем досыта вкушать от всего суетного и будем благодарны за это!"
Конечно, в романе не всё такое уж вневременное. Неожиданно бросается в глаза расизм автора в эпизоде с мулаткой мисс Суорц. Тем приятнее увидеть в нём сочувствие женщинам, хотя до эпохи феминизма ещё далеко.
"Что знают мужчины о мученичестве женщин? Мы сошли бы с ума, если бы нам пришлось претерпевать сотую долю тех ежедневных мучений, которые многие женщины переносят так смиренно."
1233