Рецензия на книгу
Circe
Madeline Miller
AnnaMikhalevskaya9 марта 2022 г.Бог всегда больше, чем человек?
Во все времена человек стремился уподобиться богам. Ибо бог всегда был больше, чем человек. Вещь, казалось бы, очевидная. Но не для богини Цирцеи из одноименного романа Мадлен Миллер.
Дни своего детства Цирцея проводит у ног отца Гелиоса, греясь в его лучах. Она разительно отличается от родни, и боги не упускают случая принизить ее, упрекнув за писклявый голос и темные пряди в волосах. Мир богов для Цирцеи скучен и однообразен: пиры, плотские утехи, зрелища наказаний. Но однажды она подносит нектар измученному пытками Прометею - юной Цирцее интересно, почему Прометей рисковал вечностью ради людей. Бессмертный ей ответит, но осознает его слова она лишь к концу книги.
После встречи с Прометеем Цирцея будто очнется от долгого сна. Она осмелится на бунт против отца, на ревность, на месть, будет сослана на остров Ээя, станет колдуньей, пострадает от одних смертных, полюбит других. И потеряет любимых - ведь богини бессмертны, а жизнь человека так быстротечна. Но бессмертный - еще не значит живой. Кульминацией истории станет осознание Цирцеи - лишь она выбирает, какую жизнь ей прожить. Никто не вправе ее лишить свободы - ни люди, ни боги. Только собственные страхи, с которыми она успешно справляется в финале.
Мадлен Миллер достаточно вольно трактует древнегреческие мифы, но это сюжетно оправдано, ее история - цельная, я бы даже сказала целеустремленная. И хоть у каждого бога свой характер, который вполне понятен человеческому уму, в “Цирцее” боги мне представлялись некой безличной энергией, силой - она не плохая и не хорошая. С ней можно либо справиться, либо нет. Гелиос согревает и одновременно обжигает. Гермес приносит известия - которые могут и радовать, и огорчать. Афина, воительница и покровительница воинов - может и защитить, и убить. Показательно, что Цирцея в финале перестает бояться этой силы - принимает ее как данность. Наверное, потому что к тому времени научилась принимать и свою силу тоже.
В романе я бы выделила несколько основных тем. Это история взросления, отделение от родителей, осознание своей истинной сущности, встреча со своей силой. И в то же время в романе очень часто сравниваются смертные и боги, и это сравнение не в пользу последних. Я вижу здесь еще и тему противостояния идеальных догм и обычной жизни, полной ошибок и поражений. Боги не умирают, на их теле не остается шрамов, у них есть вечность - и в то же время у них ничего нет. Ведь не имеет значения, сколько ты живешь, главное - сколько ты себе позволишь пережить: ярко, находя и теряя, любя и ненавидя.
“Цирцея” Мадлен Миллер написана простым хорошим языком. Я ожидала больше образности и стилизации от такой вещи. Но Миллер обходится минимумом - даже в описаниях природы и обстановки. Упор дан на внешние события и внутреннее развитие персонажей - психологизм. За счет этого книга динамична, и легко читается, несмотря на объем. И все же мне не хватало некоторой стилизации, хотя бы в диалогах. Иногда героев пробивает на современные фразы и выражения, и это несколько портит впечатление.
“Цирцея” однозначно стоит прочтения. Возможно, знатоки мифов захотят поспорить с сюжетом, но гораздо интереснее его просто понять.
3221