Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Маскарад лжецов

Карен Мейтленд

  • Аватар пользователя
    Аноним18 мая 2013 г.

    Красивая и мрачная книга. Средневековье, чума и торжество смерти - ну, все понятно... (кстати, название мне традиционно не нравится, слишком какое-то... киношное. В оригинале именуется Company of liars - и нейтрально, и по делу... )
    Сюжет: в общем, 1348 год, в Англию приходит чума. В такое время каждый спасается, как может. Кто-то проводит языческие обряды, кто-то молится, кто-то просто пытается сбежать, в надежде, что где-то еще остались земли, где можно переждать черную смерть. Последнее особенно подходит для бродяг, не имеющих ни кола, ни двора, без роду и племени. И вот так случайно сбиваются в одну компанию старик-камлот (бродячий торговец мощами всевозможных святых, которые сам же и изготавливает), менестрели - мастер со своим учеником (их выгнали из замка, а новый пока еще найдешь), странствующий фокусник со своим балаганом диковин, юная пара любовников, сбежавших из дома и ждущих рождения ребенка, калека, живущий за счет рассказывания чудесных историй на ярмарках, знахарка, лечащая с помощью трав (опасное занятие), девочка, гадающая на рунах... Вместе они бродят по дорогам в поисках пристанища, но, кажется, чума преследует их по пятам. К тому же попутчики вдруг начинают один за другим умирать насильственной смертью. Времена, конечно, неспокойные, но, может, обрушившиеся на маленький отряд несчастья не случайны? Что если все смерти и убийства, и растущая между спутниками вражда кем-то искусно планируются и направляются? А может, они просто, сами того не зная, везут с собой Смерть и Чуму? И если так, то можно ли обыграть Смерть?

    Все время, пока читала, не могла определиться, как нужно воспринимать книгу. Или это исторический детектив, как обещают различные отзывы и аннотации... Но для этого слишком мало внимания уделяется классическим детективным моментам - кто, как, зачем, улики и доказательства и все такое. Или это, я не знаю, какой-нибудь магический реализм? В конце концов, вот же тут показывают мелкие, повседневные детали быта, нравы и обычаи, и вдруг герои на полном серьезе начинают рассуждать о вампирах, волках-оборотнях и черной магии... Или все эти фокусы нужно просто рассматривать как специфические завихрения сознания людей из средневековья? Ну вот воспринимают они так реальность, очень гибко... Конец книги меня как-то напугал, и сразу все сместилось в сторону мистики и хоррора.
    Думаю, не следует ли тут рассматривать все аллегорически?
    Ну вот, если посчитать, что действительно, один из спутников является олицетворением Смерти… или Чумы, раз уж такое время. Существо, надо сказать, действительно жутенькое. Но она же заявляет: «Я всегда говорю правду.» Правда смерти… В ее глазах все остальные, с их безумными историями, действительно выглядят лжецами, а раз они лжецы, то их надлежит вывести на чистую воду и покарать.
    Но если прикинуть – кому плохо от этих невинных выдумок? Они просто украшают страшную реальность, делают окружающий мир красивее, добрее, дарят надежду, приносят счастье, пусть и на минутку, облегчают боль, в итоге мир становится более пригодным для жизни. То, что спутники считают любовью и радостью, Смерть называет похотью и скверной. И от ее прикосновения действительно все разлагается и гибнет. Чума, как она есть. Так что же тогда правда, а что ложь?
    Поэтому меня так и расстроил конец. Получается, что ничего не удалось, в смысле, все ужасы начинаются по новой? А может, рассказчик допустил ошибку, когда решил сразиться со Смертью ее оружием, то есть, правдой и насилием, может, нужно было просто продолжать «лгать», создавать из ничего новую, лучшую, реальность…
    В любом случае, независимо от того, воспринимать эту историю как мистическую притчу, или нет, я думаю, очень интересно посмотреть на средневековье, как оно есть.  В смысле, я, конечно, не историк и не могу судить, насколько автор реалистично и правдиво все описывает, но получается у нее очень убедительно (и страшно).

    16
    63