Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Кролик, беги

Джон Апдайк

  • Аватар пользователя
    Crowberry2 марта 2022 г.

    Секс, религия, баскетбол

    Даже не знаю, с чего тут начать.

    Наверное, с главного: не рекомендую тем, кто читает книги ради хороших историй. Эта история очень мерзкая.

    “Кролик, беги” – моя вторая книга Апдайка. В центре здесь, как и в романе “Ферма”, мужчина и его экзистенциальный кризис. Снова супружеская неверность. Снова герой компенсирует отсутствие духовности чувственными удовольствиями. Снова вторая женщина подчеркнуто приземленная: глупая, пошлая, имевшая много любовников; тело её большое, грузное. Герою приятно ею владеть.

    На мой взгляд, сюжет – треш.

    Главный герой, Кролик, получился очень сочным гадом. 26летний мужчина без ориентиров в жизни, нормальной работы и образования, зато с самомнением: он и красивый, и отличный любовник, и вообще-то все женщины должны его хотеть; не пропускает ни одной юбки и заглядывается даже на девочек-подростков; очень уперт в своем желании никогда не взрослеть, ничего не решать, ни за что не отвечать. Малейший дискомфорт в жизни для него равен оковам, от которых надо тут же освободиться. Любовь = секс.

    Всю книгу Кролик пробивает и пробивает дно. Сначала это забавно. И то, что он не может даже уехать из города; и момент, когда Кролик в лучших традициях мультфильма "Я подарю тебе звезду" оставляет Рут мыть грязную посуду после ночи любви. Но потом симпатия к нему начинает испаряться. И вдруг Кролик оказывается в точке, где пытается напоить жену, недавно бросившую пить, чтобы заставить заняться с ним сексом вопреки наложенным после родов швам и запретам врачей. А дальше уже всё.

    Если Апдайк хотел показать человека, для которого погасли огни церкви, а мир вокруг наполнился холодными неоновыми вывесками, рекламой ополаскивателя для волос и песенками с радио, то он перегибает палку. Даже если человек не может найти себя и бесконечно цепляется за единственную свою заслугу – лучший игрок в школьной команде, – не обязательно же ему становиться гадом.

    Второстепенные герои тоже на высоте. Маловерный священник, забывший свои настоящие обязанности. Его жена терпит шлепки постороннего мужчины. Проститутка заводит роман с женатым мужчиной, ушедшим от беременной жены, и без задней мысли соглашается не использовать контрацептивы.

    Даже жене Кролика не получается до конца сочувствовать, потому что образ её слишком "неживой", идет вторым планом. А ведь, по сути, Дженис и есть человек, попавший в ловушку из-за романтических представлений об отношениях и браке. А какие они ещё могут быть у девушки, недолюбленной родителями, едва переступившей порог подросткового возраста? Надеялась сбежать от давления и критики матери, но нашла одиночество и беду. И снова принимает загулявшего мужа. В конце книги девушка уже в таком отчаянии, что готова терпеть насилие, только бы дорогуся был с ней. Ведь тогда мать больше не станет её винить и запугивать сплетнями. Да и отец Дженис поражает симпатией к Кролику, раз за разом протягивает ему руку помощи вместо того, чтобы защитить дочь и внука.

    Не знаю уж, кроется ли разгадка тут в том, что "мужчины – сплошь душа, а женщины – сплошь тело", ну, а мозги лишь у бога. Или в том, что женский удел – смиренно аккумулировать дичь, которую творит мужчина в ходе своих "духовных исканий".

    Наверное, книга была актуальна для Америки 50-60х годов, но у меня сюжет вызвал недоумение.

    Что в книге хорошо – так это то, как она написана. Образ цепляется за образ; некоторые метафоры хоть выписывай на память.

    Читать продолжение истории о Кролике я вряд ли буду. Но другие книги Апдайка – обязательно.

    6
    635