Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дорога в жизнь. Это мой дом. Черниговка

Фрида Вигдорова

  • Аватар пользователя
    Аноним13 мая 2013 г.

    Когда я была классе в пятом, среди моих одноклассников и друзей со двора началось повальное увлечение приключенческой литературой. Мушкетеры, пираты, индейцы и бледнолицыи, путешествия в далекие страны — все это полностью захватило моих приятелей и я осталась одна среди своих книжных предпочтений. Дюма и Верна я читала несколько раньше (а кое-что уже гораздо позже), Стивенсон, Фенимор Купер и Сабатини как-то не очень нравились. Я мучительно искала новые темы для чтения и вот тогда-то мне и попалась в руки «Республика ШКиД». Беспризорники, детские дома попали прямо в цель! А затем был Макаренко с "Педагогической поэмой" и "Флагами на башне". Первая мне не очень понравилась (видимо, рановато было ее читать, не по возрасту совсем), а вот "Флаги на башнях" я просто обожала! Как же мне нравилась колония, описанная в книге! А какие ребята жили в ней!..

    И вот, через много лет, теплый привет из детства и тех книг. Трилогия Фриды Вигдоровой написана от лица воспитанников Макаренко Калабалиных Семёна Афанасьевича и Галины Константиновны (в книге — Карабановых). Вот они на фото:

    Они — прямые последователи дела Макаренко. Также работали в детских домах в Украине и России, с трудными подростками и "нормальными" детьми, которые, впрочем, из-за отсутствия любви, ласки и воспитания, были далеко не белыми и пушистыми. Повесть не документальная, но те вехи биографии, которые можно было озвучивать, описаны достаточно ярко. А были еще гонения, репрессии, плен...
    Ну да не про это сейчас!..
    Замечательная книга! Яркие характеры воспитанников разных детских домов, радостные и трагические события личной жизни героев, которая, впрочем, тесно связана с работой. Я вот до сих пор думаю: а смогла бы я продолжать работать с такими детьми, если бы (не дай Бог!) в моей семье случилось бы такое?..
    Предвоенные и военные годы. Эвакуация. Похоронки. Неизвестность. И нет сил, времени и места поплакать, потому что кругом голод и холод, и дети, которые поступают из разных концов страны. Сироты, потеряшки, ласковые и грубые, больные, завшивленные, голодные и раздетые...
    Откуда же брали столько сил? Где изыскивали средства? И при этом воспитывали: где-то лаской, где-то наказанием, где-то личным примером, где-то коллективным презрением.

    Прочитайте! Эта книга о Педагогах!

    74
    716