Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

A Canticle for Leibowitz

Walter M. Miller

  • Аватар пользователя
    Bookbeaver23 февраля 2022 г.

    Как я так и не полюбил атомную бомбу

    Представьте себе, что герой " Имени розы " юный Адсон Мелькский не оказался в аббатстве бенедиктинцев в 1327 году на северо-западе Италии , а перенёсся в пространстве и времени на 12 столетий вперёд и попал в теле послушника Френсиса Джерарда в обитель ордена Лейбовица на юго-западе США, представляющих собой феодальные королевства вперемешку с территориями диких кочевых племён. И его внимание приковывает не серия таинственных смертей, но явление ему (якобы) самого основателя скита, Айзека Эдварда Лейбовица, инженера-электрика, который спасся от Огненного Потопа в бункере неподалёку от основанного им орденского аббатства.

    По мере того как читатель погружается в странный средневековый постапокалиптический мир, в коем от прошлого остались крошащиеся бетонные остовы да бережно хранимые монашескими орденами и постоянно копируемые обрывки знаний, он узнаёт, что происходило в тёмные века после всемирной ядерной войны, как обезумевшие толпы выживших и не в конец мутировавших простаков истребляли последних учёных и жгли книги в эпоху Упрощения, а собиратели и запоминатели книг по инициативе Лейбовица прятали и хранили оставшееся в тайниках и памяти в надежде, что когда-то явится в мир Истолкователь, и человечество сможет вернуться к прежнему уровню технологий.

    Повествование в "Страстях" немного тягучее, как и ритм монашеской жизни, где годами ничего вроде бы и не происходит, с редкими всплесками случайных встреч, заезжих гостей и странных, но весьма колоритных трикстеров. Из последних мне особенно понравились Поэт, напомнивший Лютика из цикла про Ведьмака, и живущий в окрестностях обители то ли Вечный Жид, то ли просто чудак Бенджамин Элеазар.

    Повествование очень легко и непринуждённо убегает далеко вперёд на 18 веков с момента тотального взаимоуничтожения, и со стен аббатства уже объявленного святым Лейбовица мы видим, как вновь над миром встаёт солнце знаний. Человечество шагает ещё дальше, покоряет космос, но продолжает в угоду политическим амбициям и бог знает чему ещё наступать на те же самые грабли.

    Возможно, кого-то оттолкнёт обилие в тексте латинских изречений и описаний религиозных церемоний. Мне они показались вполне уместными и передающими атмосферу псевдосредневековья. В конце концов, на мёртвой латыни и сейчас ведутся службы, и язык римлян удачно вплетается в канву повествования.

    Эта книга зацепила меня не только мрачноватой философией, будто её Филип Дик писал, но множеством вопросов, касающихся веры, религии, церкви (которая, насколько могла, вернула миру его прежний облик), с одной стороны, и науки, прогресса - с другой. Значительное внимание Миллер уделил многим животрепещущим вопросам. Например, эвтаназии. Наука и государство в лице доктора Корса выступает за то, что получившие смертельную дозу облучения заслуживают быструю и безболезненную смерть, что на государственном уровне обеспечивают специально организованные лагеря (хотя именно по вине государства этого могло вообще не случиться, и тут хорошо показан цинизм власти). Это гуманно, это избавляет сразу от множества проблем. Церковь, представленная аббатом Зерчи, естественно, считает это самоубийством или убийством (если решение за детей принимают родители) и полагает, что надо отдаться на волю бога. Между двумя спорящими функционерами происходит очень короткий, но, на мой взгляд, отличный диалог:


    • Поймите же, боль для меня - то зло, которое мне известно. И с ним единственным я могу бороться.
    • Тогда Бог поможет вам.
    • Антибиотики помогают мне куда больше.

      И в этом заключается вся прелесть книги. В небольших диалогах, обрывках мыслей героев, брошенных ими коротких фразах Миллеру удаётся передать очень многое. Дать читателю в полной мере осознать весь ужас, который может при неверном использовании принести человечеству наука, чьи плоды оказываются не в тех руках. Книга была опубликована в 1960 году, когда мир стал задумываться над тем, что может произойти, примени страны ядерного клуба свои арсеналы, и Миллер с ужасом понимает, что, даже пожав плоды атомного апокалипсиса, люди всё равно могут раз за разом повторять одно и тоже. Ведь история, как известно, ничему не учит.

    2
    426