Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Стена

Марлен Хаусхофер

  • Аватар пользователя
    Frau_Irina23 февраля 2022 г.

    То, что важно

    Что бы Вы чувствовали, если бы оказались последним человеком на Земле? Чего бы Вам не хватало? От чего могли бы легко отказаться? Конечно, строить предположения проще, чем оказаться лицом к лицу с фактом. За одну ночь меняется жизни одной безымянной женщины. Она оказывается изолированной прозрачной стеной от внешнего мира, где все спокойно умерли. Первым в новом мире стало не нужно имя. Имя человек получает с рождения, оно нас сопровождает всю жизнь и является частью нашей идентичности. В социальных интеракциях имя помогает связать человека с его образом. Но когда не надо больше ни с кем взаимодействовать, то такая формальность сразу отпадает сама собой. И это не последнее, от чего с лёгкостью или с большим сожалением откажется героиня.

    Со словами: «Вот, история о кошках  - тебе не понравится», передала манускрипт Марлен Хаусхофер своему другу, австрийскому писателю и театральному критику Гансу Вайгелю. Можно только предположить, что она так хотела заинтриговать, ведь история совсем не о кошках. При жизни не суждено было писательнице наблюдать успех своего творения. Только после многих лет, благодаря движению феминисток, роман приобрёл известность. Согласно их толкованию романа, героиня освободилась от оков патриархата, от жизни в кругу женщин, которые доведённые до крайности помышляют об самоубийстве. А освободилась ли она на самом деле? С одной тюрьмы героиня попала в другую, где исполняет дальше типичную для женщин работу - уход за животными. То, что ей приходится мириться с условиями, лишаться привычных вещей - отнюдь не добровольный акт освобождения.

    Поначалу удивляет, как узница не сожалеет о появлении стены, не паникует и не пытается найти выход, как бы это делал психически здоровый человек. Потом становится понятно, что она ожидала чего-то подобного много лет, будучи несчастливой в браке и не найдя убежища в материнстве, но не решалась предпринять. Только наедине с собой могла себе признаться, что невидимая стена давно уже стояла между ней и близким:



    Я была хорошей матерью для малышей. А когда они подросли и пошли в школу, все изменилось. Не знаю почему, но чем старше были дети, тем неувереннее я себя с ними чувствовала. Продолжала делать для них все, что в моих силах, но очень редко бывала рядом с ними счастлива. Тогда я снова сблизилась с мужем; казалось, ему я нужна больше, чем им. А дочки ушли, взявшись за руки, за спиной ранцы, волосы развеваются, а я и не знала, что это — начало конца. А может, догадывалась. Потом я уже никогда не была счастлива. Все безнадежно изменилось, и настоящая жизнь для меня кончилась.

    Впрочем, прошлое не сильно тревожит главную героиню, оно осталось где-то далеко и образы из другой жизни лишь иногда наведываются к ней. Есть только заботы о сейчас и завтра.

    По воле случая, к героине приходят животные, нуждающиеся в человеческой заботе. Теперь она ещё больше скована в свободе выбора, ведь животные в ней нуждаются, а узница стены чувствует ответственность за жизни других.  Животные в романе обогащают жизнь и удовлетворяют потребность женщины в заботе и любви к кому-то. Между ними и героиней нет стены непонимания и недоговорённости, которая была у неё в социуме. Она сравнивает себя с пришедшей к ней Кошкой, которая, как и она многих потеряла, но не сломалась. Она сравнивается своё искусство выживания с кошкиным. Она идентифицирует себя как кошка. Когда в долине появляется мужчина, она говорит о нём отчуждённо, как уже о представителе другого вида, к которому она не имеет отношения.  Особая роль у  собаки Люкс - это такая симуляция "мужа", который понимает и принимает героиню, по сравнению с её настоящим, где-то умершим партнёром. Хаухофер наделяет Люкса человеческими чертами, как например,  эмпатия.



    Иногда я представляла, что если бы у Лукса вдруг выросли руки, то он вскоре начал бы думать и говорить.

    Абсолютно замечательный роман, неторопливый, тоскливый, воспевающий гармонические отношения с окружающим миром и природой, даже если в этих отношениях присутствует смерть. Здесь не будет острых поворотов сюжета, тем не менее роман удерживает внимание читателя от первой до последней строки. Писательница предлагает поразмыслить о том, что важно в жизни, а что только видимость, об искренности перед самим собой и перед другими, об утере надежды, об ценности материальных благ, о смысле образования, о жизни и смерти. И это только малая часть того, что ждёт читателя в увлекательном романе на всего лишь 300 страницах.

    Марлен Хаусхофер и её кот Иван

    16
    569