Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

What's Bred in the Bone

Robertson Davies

  • Аватар пользователя
    Аноним23 февраля 2022 г.
    Мы видим, что у них есть определенная свобода выбора - в пределах заданного узора, но сам узор очень силен и время от времени просвечивает, видный невооруженным глазом.

    Все начинается со смерти Фрэнсиса Корниша, коллекционера. Его друг, знакомый нам по первой части Корнишской трилогии, преподобный Даркур собирает материал для биографии Корниша. Но для получения всей правды ему нужны более сведущие источники - например, ангел-регистратор Цадкиил Малый и даймос Маймас. Только эта пара сможет достоверно рассказать, что заложено в костях Фрэнсиса и какова его судьба.

    Последнее время мне чаще обычного встречаются размышления на тему, что больше влияет на формирование человека: гены или среда. Во многом, "Что в костях заложено" именно про это. В "Мятежных ангелах" тема возвращения к корням иллюстрирует тот конец спектра, который, на мой взгляд, отвечает за влияние генов. В во второй же части трилогии Робертсон Дэвис заходит с другой стороны. Вместе с ангелом и даймосом мы последовательно проходим весь путь создания Фрэнсиса как индивидуума: изучаем его родословную, влияние близких людей и даже натальную карту. Мы видим Фрэнсиса как мозаику, сложенную из увлечения деда фотографией, из коллекционирования живописи тетушкой-католичкой, из кухарки-протестантки, из рисования анатомии в бальзамировочной конюха, из сострадания брату-инвалиду и т.д. С другой стороны, Фрэнсис обладает уникальной врожденной комбинацией черт характера, которая обуславливает многие его поступки. И несмотря на то, что кажется, что именно влияние среды в этом романе превалирует, все окажется не так однозначно.

    Еще одна продолжающаяся тема - это слепая вера в науку нынешнего поколения. Здесь Робертсон Дэвис однозначен:


    Наука - это богословие нашего времени, и она - точно такая же каша противоречащих друг другу утверждений.

    Лично я не могу не согласиться. Вместе с наукой как ее предок и антипод идет Алхимия. Если в первой части Дэвис привел нас к характерному для алхимии поиску знания в самых низменных и потаенных субстанциях, то здесь к идее о завершенности души через единение мужского и женского начала - Химический брак. Вообще триада Наука, Религия и Алхимия царят в каждом уголке Корнишской трилогии. По крайней мере, в первых двух ее частях.

    При таком прекрасном тематическом продолжении, атмосферно второй роман заметно отличается от первого, и это меня скорее расстроило. Мне очень понравился едкий юмор, унаследованный первой частью от Рабле. К сожалению, вместе со средневековым классиком ушел и он. Жанрово также произошли изменения - университетский роман получил продолжение в романе-биографии. Но несмотря на смятение по этому поводу, я предвкушаю, что же преподнесет Дэвис как финал трилогии и какое завершение получает поднятые темы.


    • Мне хочется, чтобы устроили слет, на который Христос привел бы всех Своих святых, а Сатана - всех своих ученых и художников, и пускай дискутируют до победного конца.
    • А кто будет судьей?
    • Вот в чем вопрос!
    4
    459