Рецензия на книгу
Голова профессора Доуэля
Александр Беляев
Аноним22 февраля 2022 г.Лучше смерть, чем такая жизнь
1915 год для Александра Беляева вышел не самым удачным. Писатель заболел тогда туберкулезом позвонков, осложненным параличом ног. Кроме неприятных, болезненных ощущений и ограничений в движении, недуг принес за собой еще одно несчастье теперь уже в личной жизни – от Беляева уходит молодая жена Вера Былинская, которая не смогла смириться с болезнью супруга. Правда, не позавидуешь такой участи, но даже тогда писателя не оставили малейшие лучики радости. Он продолжал заниматься самообразованием, и даже встретил свою будущую третью жену – Маргариту Магнушевскую. Новая избранница сдувала с него пылинки. Хорошее приобретение.
Роман «Голова профессора Доуэля» сам Александр Романович называл автобиографической историей, объясняя это тем, что три с половиной года во время болезни он не чувствовал всю половину тела, как будто голова существует сама по себе. Невероятно представить, сколько литературных историй связаны с авторской жизнью, и как это удивительно – ощущать теплое дыхание тех, кто переживал подобные ситуации. Но на долю Беляева выдалось не так много страданий, настоящих, ничем серьезно не осветленных, страданий, как персонажам его романа.
Александр Беляев и Маргарита Магнушевская
В Париже молодая девушка Мари Лоран устраивается ассистенткой к профессору-хирургу Керну, который тайно проводит опыты по оживлению разных частей тела. Новая помощница ученого приходит в изумление, когда видит в его лаборатории голову недавно скончавшегося профессора Доуэля. Оказывается, профессору помог уйти из жизни его соратник и коллега Керн. Мари Лоран ставит себе цель – предать оглашению истину, раскрыть подлинную сущность ученого перед общественностью. Планы девушки слегка притухают после прибытия в лабораторию новых голов и невероятных событий, последовавших за этим.
Знакомясь с содержанием романа, невольно проникаешься и сочувствуешь его центральным героям – подопытным: Брике – жизнерадостной девушке, бывшей певице из бара, Томе – парню, который так и не смог жениться на любимой женщине и просто вдоволь насладиться радостями жизни, и профессору Доуэлю, не подозревавшему весь ужас проводимых ранее экспериментов. Что это за жизнь такая? Не прогуляться по саду, не станцевать под любимую музыку, не пощеголять в модном костюме. Остается только сидеть, хотя странно получается... на шее сидеть? Стоп. Короче, существовать. И тем только заниматься, что разговаривать ни о чем, развивать мысленную деятельность и смотреть в пустоту. В конце концов, смысл жизни человека в том, чтобы посадить дерево, родить детей, и построить дом. Ну, если говорить обобщенно и не уходить в крайности и стереотипы. Хочется просто полноценно заниматься любимым делом. Эксперименты Керна ужасны во всех проявлениях. Даже если они найдут положительные оценки со стороны хирургов и биологов, то это еще не значит, что методика реально нужна людям. Человек никак не может смириться со своей смертностью, и он не осознает ценности ее скоротечности и бессмысленности дальнейшего существования, тем более без рук и ног.
«Голова профессора Доуэля» - третий прочитанный роман у автора, и, скорее всего, самый захватывающий и интересный. Множество стремительных петлиц сюжета, которые тебя немного встряхивают и приободряют. Люблю Беляева за краткость и отсутствие размазанности и вялости сюжета. Может, авторские ходы не всегда могут удивить до подергивания глаза, но заставить не скучать им вполне удастся. Еще одна дополнительная звездочка в карму Беляева – постоянная смена довольно экзотичных локаций. Сначала Буэнос – Айрес в «Человеке-амфибии», потом Саргассово море в «Острове погибших кораблей», а теперь Париж. О ля-ля! Куда же дальше он меня заведет? Просто понимать, что действие происходит где-то там за горизонтом, встречать в гуще текста знакомые названия достопримечательностей, или с помощью романа углубляться в энциклопедические знания – уже приятные моменты для меня.
Постоянство Беляева заключается не только в любви к интересным местам действия событий, но и в странном отношении к женщинам. Что в «Человеке-амфибии», что в «Острове погибших кораблей» одно и то же – типичная куколка, влюбляющаяся ни пойми с чего, и очаровывающая всех вокруг тоже ни пойми чем. Но тут автор пошел дальше. Почти в самом начале прозвучала цитата: «Вы умеете молчать? Все женщины болтливы. Вы женщина — это плохо. Вы красивы — это еще хуже... Красивая женщина — женщина вдвойне. Значит, вдвойне обладает и женскими недостатками. У вас может быть муж, друг, жених. И тогда все тайны к черту». Ну, серьезно? Прямо Лев Толстой на минималках, только причин такого отношения пока не наблюдаю. К чему все эти ярлыки и прилипчивые стереотипы?
Подводя итоги, хочется сказать, что довольно полноценное выдалось знакомство с Александром Беляевым, в особенности с третьим романом. История о последствиях опасных экспериментов наводит немного жути. Да, не без этого. Представить страшно, как голову, ранее переставшую функционировать, пришивают к совершенно другому телу, мертвому телу. Конечно, не обходится без ценных мыслей о смысле жизни, принятии смерти, значения науки, и таких вечных качествах как любовь, дружба, жажда справедливости. Благодаря книге удается поближе познакомиться с личными переживаниями творца: как он переживал болезнь, как, возможно, относился к близким женщинам. Даже психиатрическая больница, в которой некоторое время пребывала Мари Лоран, напоминает деталь советского режима. О творчестве Беляева не всегда лестно высказывались, так что это тоже неплохая заметка. В итоге, рада, что вместе с автором смогла насладиться морской свежестью, переливами жемчуга, потрескиванием корабельных бортов и серьезностью научных исследований. Это того стоило!
6598