Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Грозовой Перевал

Эмили Бронте

  • Аватар пользователя
    Yanikaaa20 февраля 2022 г.

    Зло порождает зло

    Пишу рецензию по горячим следам, дабы изложить все так, как чувствую в данный момент.
    Долго откладывала прочтение "Грозового перевала". Но, взяв в руки, прочла за пять дней. И дело не в легком языке повествования или захватывающем сюжете. Ведь ни того, ни другого в книге не сыщешь и подавно. Дело в том, что мне будто бы хотелось отделаться от чтива поскорее, чтобы с последней страницей ее вздохнуть спокойно и подумать: "Наконец-то эта книга закончилась". Читала я запоем потому, что будто бы делила бремя тяжести с героями романа, которое в какой-то момент стало тяготить меня слишком уж сильно. Выдохнула ли я, дочитав до последней точки? Отнюдь. Лишь погрузилась в глубокие и печальные размышления еще более тщательно.

    О любви ли роман? Едва ли.
    О чести? Дружбе? Добре? На вряд ли.
    О мести, зле и психологической травме детства? Вот это уже ближе.

    Зло порождает зло. И к тому, кто это зло причиняет, оно возвращается рикошетом с двойной силой.
    Вырос бы Хитклифф тем беспощадным и несчастным зверем, не повстречайся бы на его пути Хиндли Эрншо? Если бы задиристый и избалованный мальчуган не ревновал родного отца к подобрышу, если бы не издевался над ним, затаил бы Хитклифф на него те обиды? Обернулась ли всё таким плачевным образом? Смотрите, сколько у нас с вами риторических вопросов.

    Но зло начало пускать корни еще в глубоком детстве наших главных героев. Следом оно породило и жажду мести.

    История так называемой любви Кэтрин-старшей и Хитклиффа больше походит на то, что сейчас бы назвали "абьюзом" и больной зависимостью. Но, опять же, великое сердобольное чувство переросло в нездоровую привязанность и боль в результате чего? Правильно. В результате предубеждений, мнения окружающих и самой Кэтрин, которая была "слишком высокого происхождения", чтобы опуститься до того, чтобы выйти замуж за чернявого бедняка, которого хоть и безумно любила, называя своей душой. Ради собственного комфорта девушка шла по головам, плюя на чувства других, преследуя только свои цели. Тем самым обрекла на страдания не только семью и родных, но и потомков всех остальных. Корни зла начали просачиваться наружу. Их уже было не остановить. Жажда мести в Хитклиффе укреплялась с каждой секундой.

    Вообще, конечно, очень редкий случай, когда в романе с таким огромным количеством действующих лиц НИ ОДНО не вызывает ни симпатии, ни уважения, ни даже жалости (разве что Хэртон Эрншо, и то с переменным успехом). Все поголовно эгоисты, где-то — циники, себялюбивые создания. Но судить никого из них я не берусь. Каждый в жизни испытал психологическую травму, которая, словно быстро сплетенная паутина, обуяла их сердца.

    Психологизм в романе непревзойденный. Описание характеров героев, их психологические портреты, размышления и рассуждения не оставляют и тени сомнения в гениальности Эмили Бронте. Но послевкусие после прочтения тягостное, щемящее, заставляющее задумываться о том, сложилось бы всё иначе, если бы не несколько событий в ранней юности героев, послуживших триггером к их переменам в поведении.

    Самое печальное, что как бы эхом проносится через страницы романа, — это то, что за любые ошибки родителей страдают их дети.

    9
    473