Рецензия на книгу
Горбун лорда Кромвеля
К. Дж. Сэнсом
ann197420 февраля 2022 г.Приступая к чтению романа К. Дж. Сэнсома «Горбун лорда Кромвеля», я ожидала исторический детектив, то есть произведение с детективной интригой в историческом антураже. Но на деле всё оказалось сложнее. Это в равной степени и детектив, и исторический роман, и нельзя сказать, чего в нём больше. Действие книги происходит в 1537 – начале 1538 гг. В начале романа автор погружает нас в историческую эпоху Англии времён правления Генриха VIII, когда полным ходом шла Реформация церкви. Под руководством Томаса Кромвеля церкви закрываются и стираются с лица земли, а церковные земли и богатства переходят в руки короля. Сначала действуют путём уговоров и пытаются получить согласие на добровольное закрытие монастырей, в противном случае в ход идут более жестокие методы убеждения – пытки, костры, виселицы. Жизнь человека обесценена. Бедняки становятся ещё беднее, богаче – ещё богаче. Автор подробно знакомит нас с этим процессом на примере одного из монастырей – в Скарнси отправляется королевский эмиссар Робин Синглтон, чтобы убедить местных священнослужителей добровольно закрыть монастырь Святого Донато. Вскоре Кромвеля извещают о том, что Синглтон жестоко убит, а из монастыря похищена древняя реликвия – святые мощи в драгоценном ларце. Расследовать это преступление поручают юристу Кромвеля, Шардлейку. Заодно ему предстоит довести начатое Синглтоном дело до конца. Отправляя своего героя в древний монастырь, Сэнсом таким образом получает прекрасную возможность познакомить читателя с царившей там атмосферой, мрачной, таинственной, со своим укладом жизни. Постепенно знакомя нас с обитателями монастыря, автор демонстрирует разные типы монахов. Здесь есть и любители полакомиться, и поклонники псовой охоты, и похотливые извращенцы, да и просто жадные до земных богатств монахи. Какого обитателя монастыря ни возьми, практически у каждого имеется в шкафу свой скелет. Появление в стенах монастыря Мэтью Шардлейка со своим молодым помощником Марком является своеобразной пусковой пружиной, провоцирующей раскрытие всевозможных тайн и интриг, до недавнего времени скрытых от посторонних глаз. По ходу следствия мы ближе знакомимся и с самим главным героем, с историей его жизни. Будучи наделённым физическим недостатком, горбом, уродующим его фигуру, Шардлейк обделён личным счастьем (одну из историй взаимоотношений с девушкой, закончившихся разрывом из-за нерешительности самого героя, автор подробно нам рассказывает). Видимо, поэтому он все свои силы направляет на юридическую деятельность и, в частности, службу лорду Кромвелю. До описываемого происшествия в монастыре Шардлейк безоговорочно верил в идеалы своего высокого покровителя, однако к концу романа, как мне кажется, Шардлейк начинает сомневаться в непоколебимости своих идеалов, видя, какой ценой достигается их утверждение – ценой крови и насилия. Что касается детективной составляющей романа, то для меня мерилом её качества всегда является тот факт, насколько рано читателю удаётся угадать личность преступника. У меня это произошло в тот момент, когда автор сам назвал убийцу, то есть собственно угадать у меня не получилось, а это, по моему мнению, высший пилотаж в создании детективной интриги.
5187