Рецензия на книгу
Лот 49
Томас Пинчон
Аноним19 февраля 2022 г.Необычное приключение
Роман-загадка, в котором реальное и нереальное смешиваются между собой, создавая причудливый узор повествования. Отделить зерна от плевел практически невозможно, как и ответить лишь только при помощи логики на возникающие в процессе чтения вопросы. Местами сюжетные повороты выглядят иррациональными, а происходящие события - абсурдными (мне чтение этого романа чём-то напомнило просмотр фильма «Малхолланд драйв» Д. Линча).
Именно такие ощущения могут возникать при анализе сновидений. И все же есть важный нюанс: когда мы видим сны, сознание приглушено, когда анализируем их постфактум - уже не наблюдаем непосредственно. Почему я заговорил о снах? Да потому что во сне получают свободу выражения наши бессознательные структуры. А «Выкрикивается лот 49» изобилует символами - языковыми единицами подсознания. Да что уж там, Пинчон прямо и жирно показывает связь романа с психоанализом путем конструирования фигуры психоаналитика главной героини, который является апологетом фрейдизма (интересная деталь - звонок психоаналитика главной героине ночью!). Только, в отличие от созерцания сновидений, читаем мы эту книгу находясь в сознании, в связи с чем воспринимаем сюжет сквозь призму нашей рациональности, далеко не всегда способной подобрать ключи к загадкам подсознания. Отсюда многое в книге может показаться непонятным, запутанным и даже бессмысленным.
Можно сделать смелое предположение, что существенная часть сюжета - это проекция бессознательного главной героини. Тристеро - тайная организация (в нашем случае почтовая), члены которой предстают перед нами в чёрном облачении, которая в условиях конфронтации мешает жизни и работе официальным почтовым службам.
Имя главной героини (Эдипа) может намекать на ее слепоту в отношении бессознательного пласта своей психики. Толчком к обретению целостности служит некое внешнее событие, а перед самым концом пути Эдипа признаёт «дерьмом» закон исключения третьего, в связи с которым все делится на белое и чёрное, верное и неверное, что, в свою очередь, приводит к вечному конфликту.
Финал романа остаётся открытым. Возможно, его следует толковать таким образом, что главная героиня готова к завершению процесса индивидуации, а может быть и иным образом (невозможность постижения неизведанного и прочее).
В романе есть множество деталей, которые являются ключиками к его осмыслению, открывают глаза на новые грани этого литературного произведения, поднимают новые проблемы, тем самым выводя общее понимание романа на новый уровень (проблематика энтропии, тот факт, что Эдипа в основном взаимодействует с мужчинами и иные). В частности, критика подхода Фрейда позволяет усмотреть в романе противоборство фрейдизма и юнгианства:- Я пришла, так как надеялась, что вы сможете избавить меня от одной дурацкой фантазии.
- Берегите её! - неистово возопил Хилэриус - Что ещё вам всем остаётся? Крепко держите ее своими маленькими щупальцами, не позволяйте болтунам-фрейдистам и отравителей фармацевтам ее уничтожить. Храните свою фантазию, дорогая моя, чем бы она не была, ибо ее утрата низведет вас до уровня всех прочих. Вы потеряете индивидуальность.
Налицо призыв к уважительному отношению к бессознательному как к части своего целостного «я».
Уверен, многое от меня ускользнуло, что-то я понял не до конца, а может быть и вовсе превратно. Но это закономерно, ведь в романе ничего не разжёвывается, сюжет местами обозначен лишь набросками, что даёт простор для оригинальных интерпретаций и домыслов и делает его лаконичным, что является безусловным плюсом. Поэтому каждый поймёт его в меру своей «испорченности».
В общем рекомендую к прочтению, особенно любителям психоанализа, энтропии и триллеров! Но не ждите, что все будет «подано на блюдечке».8965