Рецензия на книгу
As I Lay Dying
William Faulkner
Аноним16 февраля 2022 г.В котле жизни и смерти
К Уильяму Фолкнеру стоит подходить осознанно. Понимание пришло при знакомстве с автором по "Звук и ярость", и укрепилось за чтением "Когда я умирала".
Малый объём произведения вводит в заблуждение, что романа хватит всего вечер, но Фолкнер уместил на двухстах страницах столько и в таком формате, что не один день потребуется, чтобы пропустить через себя, понять и оценить.
Итак, фермерская семья на грани бедности, их жизнь борьба, и смерть становится таковой. Адди Бандрен умирает, но и так и не находит покой. Дом стал проходным двором для соседей, дети не могут достигнуть согласия между собой, непутёвый муж не был опорой в браке, не стал таковым и в последние дни.
Удушающая жара, отсутствие перспектив, медленное томление в котле жизни и смерти. В столь странном состоянии семейство Бандрен отправляется в путь дабы похоронить Адди в родном городке, следуя её воле. На каждого горе действует по-своему: Кеш излишне прагматичен в ущерб простого сочувствия и сострадания; Джул вспыльчив и резковат, он человек действия и невозможность что-то изменить разрывает его на части; Дюи Дэлл молода и инфальтильна, последствия её решений отвлекают девушку от прощания с матерью; Вардаман слишком юн, чтобы справиться с горем и событиями, разворачивающимися перед ним; Дарл кажется самым воспитанным и разумным, словно рожден для жизни в другой семье, однако душа юного философа оказалось хрупка, сознание помутилось и подтолкнуло к страшным поступкам.
Анс Бандрен, словно опухоль, от которой Адди не смогла избавиться в жизни и которая перекочевала её детям, соседям, которая растёт и паразитирует за счет окружающих - эгоист, слепой ко всему и всем, кроме себя.
Происходящее выглядело бы смешным, если бы не было столь грустным. Это не гротеск, это реальность Бандренов.
Автор показывает себя тонким психологом, знатоком человеческой природы, выводы, к которым он подводит глубоки. С технической точки роман интересен, стоит приноровиться к стилю автора и начинаешь получать наслаждение от каждого предложения.
Фолкнер словно дистанцируется от своего же произведения. Ни одного слова оценки, ни авторского, ни от персонажей. Перед читателем бесконечный поток сознания героев, лишь он и события романа позволяют сделать выводы о ситуации. Сложная, тяжёлая картина, эффект погружения, нагнетания. Разбираться в путанной речи, подстраиваться под повествование каждого, наблюдать как всё разваливается, чтобы в финале ошеломлённо закрыть книгу.
Фолкнер определённо попал в топ моих классиков, к его творчеству вернусь не раз.5419