Рецензия на книгу
Дача на Петергофской дороге: Проза русских писательниц первой половины XIX века
Надежда Дурова, Авдотья Панаева, Юлия Жадовская, Елена Ган, Мария Жукова, Елизавета Кологривова, Надежда Соханская, Зинаида Волконская
Аноним15 февраля 2022 г.О чём же писали женщины в 19 веке? В общем-то, о том же, что их коллеги-мужчины. О социальных противоречиях, о фальше света, о предрассудках и общественной молве, о конфликте долга и чувства, о разных отношениях между людьми, о положении женщины. Как водится, не все произведения сборника мне понравились, но несколько любопытных имён я для себя открыла.
Елизавета Кологривова "Хозяйка", 3/5
Фантастическая мистическая новелла о ревнивом искусстве, претендующем на монополию в сердце и разуме творца. И, как часто бывает в традиции романтизма, о любви и смерти, идущих рука об руку.Зинаида Волконская "Сказание об Ольге", 3.5/5
Варяжка Ольга, Игорь Рюрикович, Вещий Олег. В своём неоконченном романе (известны только отрывки из него) писательница сталкивает мировоззрения славян и варягов. Один против Перуна, погребальные костры против могильных холмов. И так во многих аспектах жизни, начиная с похоронных обрядов и заканчивая отношением к женщинам. И, кажется, жажда славы и великих битв – то единственное общее, что способно сгладить бытовые противоречия.Надежда Дурова "Угол", 3.5/5
Поднята отличная тема социальных барьеров и в реальности, и в головах. Когда другого человека настолько не считаешь за равного себе, что предрассудки-шоры превыше счастья собственного ребёнка. Однако исполнение, увы, подкачало некоторой размазанностью и экзальтированностью.Елена Ган "Суд света", 4/5
Сплетни, жестокие суждения, загубленная репутация и, походя, жизнь. С одной стороны, всех жалко. С другой, when in Rome, do as the Romans do.Авдотья Панаева "Степная барышня", 4/5
Несколько затянутая, но занятная история о том, насколько обманчивой может быть женская репутация. Нелепые слухи портят жизнь одним, тогда как другие под покровом добродетели творят что им вздумается. Ну и развязка порадовала, отлично щёлкнули по носу главного героя, вообразившего себя благородным рыцарем-спасителем.Соханская "Из провинциальной галереи портретов", 4/5
Бытовая жизнь барской усадьбы и история девушки, с ранней юности взявшей на себя обязанности хозяйки большого имения. Сейчас это читается больше как "мужчины наслаждаются жизнью, а женщина за всех пашет и всё в уме держит, но всё равно мужу отчитывается." Но в 19 веке даже такая свобода, очевидно, не у каждой в руках была, тем более не у молодой барышни. Хотя от раболепного поведения крепостных и отношения к ним глаз всё же периодически дёргался.Юлия Жадовская "Переписка", 4.5/5
Они раскрывали друг перед другом душу, их обвиняли в непристойности. Он уехал, женился, был несчастлив. Они встретились, уехала она. Он свободен, но она уже нет.Мария Жукова "Дача на Петергофской дороге", 5/5
Молодому красавцу князю, оказавшемуся на грани финансовой катастрофы, предприимчивая тётка находит богатую невесту. Девушка красива, знает себе цену, не против титула княгини и связей в свете и не питает никаких иллюзий относительно будущего брака. У неё есть подруга, подверженная припадкам неизвестной болезни и скрывающая в прошлом разбитое сердце. Источник её тайной любви очевиден, но вот то, как обернулась история – это было довольно внезапно и очень хорошо. Не ожидала от повести такого уровня здравомыслия и цинизма.42509