Рецензия на книгу
Гора
Рабиндранат Тагор
Аноним11 февраля 2022 г."Го'ра" мне понравился еще больше, чем другие романы. Не зря это одно из самых значительных произведений автра. Это уже прежде всего социальная драма, но и семейная также. Автор детально показывает жизнь семей, принадлежащих двум кастам- индуисты, брахманы ( самая высшая каста, " священнослужители"), и брахманисты, не имеющие таких сложных обычаев, более новое течение. Индуистом можно быть только по праву рождения, стать им нельзя.
Гора- главный герой, сын брахмана, решил посвятить всего себя индуизму- он пишет статьи, выступает перед людьми, он известен и уважаем, несмотря на молодой возраст. Для него индуизм- это Индия, прекрасная и благодатная, он верит, что спасение страны- в обычаях предков, объединившись перед Всевышним, люди станут мудрее и просветленнее и жизнь в стране наладится ( то время страна еще была колонией Англии). Гора и окружающие- из обеспеченных семей, они живут в Калькутте; совершив поездку по деревням, Гора потрясен: забитые, замученные тяжким трудом крестьяне, голод, антисанитария; религиозные обычаи налагают на них непосильное бремя, наоборот, разобщая их- любое событие в их жизни тщательно контролируется обычаями и кастовой системой, а значит, опять траты... Кастовая система, в которой Гора ищет порядка и святости, на деле мешает жизни людей и развитию страны, обогащая одних и убивая других...
А что в городе? Материально семьи героев обеспеченны, но сколько зла, зависти, страданий в них! Высшие члены каст используют свое положение для интриг и наветов, только это имеет тяжелые последствия- осужденный общиной подвергается остракизму, даже близкие родственники не смеют общаться с ним - мать против сына, сестра против сестры, не говоря о соседях и друзьях- человек вне общества, он в вакууме. Естественно, восставший против общины или не угодивший ей не найдет работу, не создаст семью... Не религия объединяет общины, а обычаи и ритуалы, начинает понимать Гора, и решает готовить себя к пути брахмана- то есть готовится посвятить себя Богу. Прекрасная Индия будущего, получается- утопия, мечта... Только есть одно тайное препятствие- он приемный сын, и к тому же английского происхождения, о чем умалчивают родители, боясь страшного осуждения касты...
Показаны автором и люди, полные злобы и корысти, считающие себя настоящими верующими- главный брахманист Харан, из-за отказа невесты устраивающий травлю всей ее семьи, в результате девушка при поддержке отца решается на межкастовый брак- будущее молодой четы мне видится в черном цвете, включая будущих потомков.
Какой безобразный лик являет нам в итоге несчастная поначалу, нищая и гонимая всеми тетушка-индуистка, ее приютили, согрели любовью и почтением, и вот она уже разъезжает в паланкине, твердо решив прибрать к рукам и племянницу, выдав ее замуж в глухую деревню, и ее имущество... В той деревне девушка-перестарок( т.е. лет шестнадцати) может даже за взятку из брахманистки стать индуисткой, тем более здесь такая "старая" невеста разве кому нужна?
Да и отец Горы, занятый только отправлением обрядов на своей запертой половине, озабочен только мнением о нем его общины, а семья его не волнует. Он не разрешает жене и сыну подойти к себе, чтобы не оскверниться- да, доходит до абсурда- а когда сын узнает тайну своего рождения, "отца" волнует, лишь бы кто не узнал.
Меж тем какое будущее у Горы в конце книги? Он не принадлежит вообще ни одной касте, он не нужен Индиии, а он горячо любит свою страну, не может без нее...Я его будущего вообще не представляю.
Здесь есть и другие персонажи- и переживания каждого Тагор, тонкий психолог, описывает очень талантливо, как будто направляя луч в самое сердце. При этом его книги совсем не мрачные, всегда есть персонажи, что поддержат и помогут, так что финал обычно довольно оптимистичен; только в жизни, думаю, нет места оптимизму...
Злобы и корысти хватает в любой стране, люди есть люди, но закоснелая кастовая система в Индии- несомненное зло для развития страны.
Кстати, предки Тагора происходили из высшей, индуистской, касты, но дед писателя вышел из нее, вступив в общину брахманистов, где и сам он, и отец писателя, и сам автор занимали руководящее положение- автор прекрасно видел недостатки устаревших индуистских законов, но и в своей общине видел проблемы. Не иначе, дед автора и послужил прототипом основного положительного героя книги- мудрый Парешу тоже прошел путь от индуизма до брахманизма. Также, как его герои, писатель был женат по старому обычаю- не зная невесты до свадьбы. Ну а нужды крестьян были ему прекрасно известны- достаточно страшные и жестокие вещи описаны в его рассказах- ведь он занимался обширными землями отца.
Тагор писал о наболевшем, герои высказывают его мысли и чаяния- вот в чем сила его произведений, а еще- особый, душевный и простой стиль изложения.5563