Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Прощание с Матёрой

Валентин Распутин

  • Аватар пользователя
    Аноним8 февраля 2022 г.

    Когда-то здесь стоял наш дом...

    Русь деревенская...Сибирское село, навсегда ты уходишь в прошлое под напором цивилизации...
    Вот и наступил XXI век, когда цивилизация, практически, завершила свое победное шествие по сибирским глубинкам. Безвозвратно ушла исконная, родовая связь человека с родной землей, ушло то стремление к "ладу", которое воспевали писатели-деревенщики XX века, среди которых нотками сострадания к старожилам- хранителям семейных устоев выделялся голос Валентина Распутина.
    "И опять наступила весна, своя в нескончаемом ряду, но последняя для Матеры,для острова и деревни, носящих одно название,"- так торжественно и печально начинает повествование Валентин Распутин о предстоящей гибели одной сибирской деревни, судьба которой - быть затопленной будущей электростанцией. А ведь деревне этой уже более трехсот лет, она имеет свою интересную историю... "И как нет, казалось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревне: уходили на погост одни, нарождались другие, заваливались старые постройки, рубились новые. Так и жила деревня, перемогая любы времена и напасти..." И вот разносится слух, что на правом берегу Ангары строится новый рабочий поселок, а Матеру перед затоплением острова решено пустить под огонь...
    Молодые жители Матеры в своем большинстве достаточно спокойно относятся к тому, что вскоре место жительства их поменяется, многие уже переехали в поселок за рекой. Есть и такие , как Клавка Стригунова, которая радуется гибели родной деревни и "ждет - не дождется часа, чтоб подпалить отцову - дедову избу и получить за это обещанные деньги..." Желанием получить деньги за родительский дом озабочен и Петруха, сын старухи Катерины. Но его удерживает то, что их с матерью дои считают памятником деревянного зодчества и он представляет собой историческую ценность. Впрочем, Петруха все-таки подожжет родную избу, не считаясь с горем матери... Интересно, что этот человек, утративший нравственные нормы, даже свое настоящее имя потерял: "При рождении назвали и записали его Никитой, а при жизни за простоватость и разгильдяйство перекрестили в Петруху".
    Но остались и такие материнцы, для которых утрата родного очага - это утрата части души. Для них дом - это не только место для еды и сна, не только любимые вещи, а часть их жизни. Это старики, всю жизнь прожившие на острове. Это им тяжело дается постановление об их переселении и затоплении родной деревни. Особенно возмущает их разорение кладбища, на котором покоится прах их предков. Главная героиня повести "Прощание с Матерой" Дарья Пинигина вспоминает, как ее мать при жизни боялась воды и говорила: "Ой, будет, будет на меня беда, здря никакой страх не живет..."Никто в доме не утонул, а вот теперь догонит все ж таки их вода..." Трагично воспринимает Дарья и поджог дома Катерины, понимая, что то же самое скоро будет и с ее избой...
    Но для поджогщиков и санэпидемстанции нравственные страдания граждан "затопляемых" - всего лишь пустая блажь, "маразм" - если смотреть на возраст протестующих старушек и местного "снежного человека" - Богодула.
    Поджогщик, придя к дому Дарьи, видит, что старушка, выбиваясь из сил, белит дом и готовится украсить его свежими пихтовыми ветками. Он решил, что Дарья сошла с ума. Ему не понять, что чувствуя свою ответственность перед ушедшими предками, она совершает своеобразный обряд прощания с родным домом...
    Символичны в повести образы загадочного Хозяина острова и несокрушимого Лиственя. Кажется, незримый Хозяин смирился с тем, что скоро не будет ни острова, ни его самого... А вот с Лиственем так и не смогли справиться поджогщики, хотя и рубить его пытались, и жечь целых три дня.
    Конец повести драматичен: тоскливо воет Хозяин, почти мистический туман повисает над водами и землями. Кажется, сбылось предчувствие старух, и они, ненужные, брошенные всеми, затерялись в равнодушном и холодном мире...
    Конечно мы понимаем, что туман рассеется, придет катер и доставит старух на новое место. Но писатель ставит точку в повествовании на тумане, на ожидании затопления деревни, на горьком чувстве одиночества и потери родного крова героинь. Не захлестнет ли наш мир волна бездуховности, как захлестнули воды Ангары Матеру и другие сибирские деревни, которыми пожертвовали при строительстве электростанции? Об этом заставляет задуматься писатель.

    3
    174