Рецензия на книгу
Убить пересмешника...
Харпер Ли
Аноним8 февраля 2022 г.Классика в силу посыла и истории
Наконец, и я прочла книгу, которую читающая публика осваивает еще в пубертате. Вероятно, я сделала это слишком поздно, потому что в моем багаже накопилось множество стандартов сравнения, на фоне которых “Убить пересмешника” несколько меркнет.
Сюжет у нее немного расплывчатый и идет сразу в нескольких направлениях. Главная линия — увлекательные события детской жизни, растянувшиеся на три года, полные исследования мира, драк за справедливое дело и доброе имя отца, дружбы и сложных отношений с разными взрослыми.
Джин Луиз (Глазастик), от чьего имени ведется повествование, и ее брат Джим воспитываются одиноким отцом, адвокатом Аттикусом Финчем, к которому они обращаются по имени. Женское влияние в их семье исходит от чернокожей служанки Кальпурнии, строгой и справедливой, крепко любящей детей. По соседству стоит таинственный дом, в котором живет взаперти Страшила Рэдли, чье затворничество дает детям богатую пищу для жутких фантазий и сюжеты для леденящих душу игр.
Другой линией повествования, в чем-то более важной (я думаю, специально завуалированной, учитывая, в какое время книга писалась), является история из практики Аттикуса: дело Тома Робинсона, обвиненного местным люмпеном в изнасиловании дочери. Том — чернокожий, и жители городка недовольны тем, что Аттикус его защищает. Ведь, по их мнению, негры — хуже, чем даже самые опустившиеся белые или Гитлер, актуальный политик времени действия книги. Учительница, обучающая детей демократическим ценностям и гордости за них в родной стране и яростно осуждающая бесчинства Гитлера против евреев, после вынесения приговора Тому, бормочет своему спутнику: “Поделом! А то, еще чего доброго, дело дойдет до того, что с ними разрешат заключать брак!”.
В книге мне понравилась живая, осязаемая атмосфера, нормальное описание детей, и честное обращение к больным вопросам американского Юга и всего американского общества. Герои Харпер Ли еще тогда предупреждали, что когда-нибудь эти вопросы приведут к страшным последствиям.
Однако, некоторые характеры представляются мне достаточно картонными, мало похожими на людей, а то и вовсе сказочными. Аттикус — идеальный человек, Боб Юэл — абсолютный злодей, а Страшила Рэдли — прямо какой-то Горбун из Собора Парижской Богоматери. Более того, как художественное произведение эта книга на меня впечатления не произвела вовсе. Для сравнения стоит вспомнить, например, роман “Человек-невидимка” Ральфа Эллисона, написанный раньше и собственно чернокожим автором. Да что там, существует огромное количество произведений, художественная ценность которых значительно выше. Основная же ценность “Убить пересмешника” — социальная и моральная.
291