Рецензия на книгу
Ubik
Philip K. Dick
Аноним8 февраля 2022 г.хорошо, но скучно
Я думаю, что “Убик” - он своего рода аниме “Евангелион” от мира литературы. Не то, чтобы посредством него на нашу землю снизошло какое-то откровение. Ну от кого откровение, посудите сами, от бедняги Дика, крышу которого унесло в волшебную страну не хуже, чем домик Дороти? Но удачно оставленные для интерпретации лакуны, неоднозначные моменты, недоговорки и амбивалентно описанные события годами зажигают в сердцах людей искру Поиска Глубинного Смысла.
Перед нами очень “мягкая” фантастика, про людей со спец-способностями (например, прогносты видят будущее) и людей, которые эти спец-способности блокируют. Люди со способностями к блокировке называются инерциалами и у них своя организация, которая вроде как мешает профсоюзу местных людей-х. И у них конфликт. В этом конфликте меня автор не убедил - если и прогносты, и контр-прогносты продают свои услуги одним и тем же простакам, и спрос на услуги и тех, и других только растет от факта наличия второй стороны - то это никак не конкуренция же, а самый настоящий симбиоз. Ну ладно, Фил написал, что конфликт есть, значит пусть будет.
Этот конфликт приводит к тому, что золотой состав организации инерциалов попадает в ловушку, и в ней то ли погибает, то ли нет. И вот сейчас мы подошли к главному моменту Убика - события в книге описаны с точки зрения не просто ненадежного рассказчика, а ненадежного вообще всего. Нельзя даже сказать, с кем именно они происходят и в какой реальности - в рассказе фигурирует загробный мир, получаемый посредством улавливания “потока протофазонов” от мозга людей, находящихся на краю гибели, и мало чем отличающийся от настоящего. И вся эта литературная эшеровщина с разными планами разных миров, наслаивающимися друг на друга, Дику удалась, респект ему и уважуха, как говорили в моей юности.
Но одним респектом, как читатель, счастлив не будешь - а книга-то мне не очень понравилась. Да, она объективно круто написана, но она скучная и там нет героев, которых можно за что-то полюбить. Да там вообще героев почти что нет, за вычетом того противоречивого момента, что их слишком много. Толпа какая-то, может дюжина и все черти без характера, мотивации и цели в жизни. Хотя кто знает, может они и правда все черти просто в этом (или в том?) Аду.Двести с хвостиком страниц выданной мне книги успели три раза домотать библиотечный срок выдачи и откинуться на продление - а книжка все не кончалась и не кончалась и читать её легче все не становилось. Ну еще ложечку, уговаривал меня Убик. За классику мировой фантастики . За Фила, за старушку Урсулу, называвшую “Убик” одним из самых лучших фантастических рассказов в истории человечества. Так мы, конечно, победили, но хотелось бы всё-таки не мучиться.
И за все эти мучения побалую себя чистой радостью поумничать - из всех возможных виденных интерпретаций природы “Убика” (а их много, отдельные граждане такие дерзкие, что даже считают Убик метафорой вездесущности Бога) мне больше всего понравился Убик как идентичность.
В нашем развитом обществе потребления личность сдаёт позиции идентичности, а та зачастую формируется из всякого подручного мусора, например, из лояльности брендам (покупаю продукт “зелёной” фирмы - значится и сам “зелёный”). В этом плане “Убик”, который надо покупать постоянно и который возвращает главному герою человеческий облик, и который является всем (средством для бритья, удобным бюстгальтером, вкладышем в микроволновки) здорово напоминает продукт типичной современной мегакорпорации, подгребающей всё под свой бренд. По крайней мере, это бы объяснило, почему за пределами необходимости постоянно опрыскиваться Убиком личность героя настолько эфемерно напылена на повествовательный холст.
Но, как и со всеми интерпретациями, каждый волен выбирать то, что ближе ему, прочитать “Убик” можно и как полную религиозных аллюзий историю, в которой герои открыли портал в Ад, и оказалось, что Ад - он про невозможность подлинного объективного контакта с другим человеческим существом.Итого: люди-х начинают и проигрывают, путешествия по времени, но не так, как мы с вами привыкли, до несмешного абсурдный уровень микроплатежей (даже двери просят четвертаки, чтобы открываться, удивляюсь, что книжка не требует пятицентовик за перелистывание странички) и немного разочаровывающее послевкусие прокисших сливок в кофе Джо Чипа. Уважать эту повесть как литературный монумент я могу, но вот полюбить - нет.
17409