Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Носорог

Эжен Ионеско

  • Аватар пользователя
    Аноним1 февраля 2022 г.

    Краткость - сестра таланта

    Очень насыщенная, полная различными идеями пьеса, где буквально каждое предложение вскрывает огромный пласт проблем или социальных явлений. Было бы замечательно посмотреть ее в театре, ведь если добавить к данному тексту эмоциональную актёрскую игру, наверняка получился бы очень яркий, взрывной коктейль.

    Первый раз я слушала произведение в аудиоформате и оно прошло несколько мимо меня, показалось, что тут не хватает объёма, погружения в ситуации, слишком галопом пробегает автор по множеству поднимаемых вопросов. Но сегодня, перечитывая, чтобы выписать понравившиеся цитаты, я обратила внимание, что буквально каждый абзац подкидывает интересные мысли и иногда достаточно одной фразы, чтобы с головой погрузиться в ситуацию. Произведение не ограничивается описанным в аннотации конформизмом и следованием моде, не менее интересно поразмышлять и над другими темами, например, такими как:

    - приспособление к обычной рутинной жизни - достоинство ли это, сила воли или признак ограниченности;


    Жан. Все, дорогой мой, работают, и я тоже работаю, как все, изо дня в день восемь часов в конторе; и у меня тоже всего три недели отпуска в году, и тем не менее посмотрите на меня... Нужно немного силы воли, только и всего!..

    Беранже. О, не у всех такая сила воли, как у вас. А я вот не могу. Не могу приспособиться к этой жизни.

    Жан. Каждый должен приспособиться. Подумаешь — сверхчеловек.

    Беранже. Я не претендую...

    Жан (перебивает). Я, знаете, не хуже вас и даже, чего там скромничать, много лучше. Сверхчеловек — это человек, который выполняет свой долг.

    - алкоголизм как признак страха перед жизнью, тоски и поиска успокоения;


    Беранже. Да я вовсе не так уж люблю пить. Но вот когда я не пью, мне все как-то не по себе. Будто я чего-то боюсь, вот я и пью, чтобы перестать бояться.

    Жан. Бояться чего?

    Беранже. Да сам не знаю. Тоска какая-то, трудно даже и сказать, как-то не на месте себя чувствуешь, и в жизни, и среди людей, вот и пропускаешь стаканчик. Это успокаивает, размягчает, и обо всем как-то забываешь...


    Беранже. Вы не хотите понять. Я же объясняю вам, что я пью коньяк только потому, что он предохраняет от другого, еще худшего, да-да, у меня все рассчитано. Вот кончится эпидемия, и я брошу пить. Я еще до этих событий решил бросить, но вот пришлось временно отложить!

    Дюдар. Вы просто придумываете себе оправдание.

    - необычное сочетание тяжести одиночества и усталости от людей;


    Одиночество тяготит. И люди тоже.

    - противостояние человечности и животного начала, морали и естественности, разума и природы;


    Жан. Мораль! Знаем мы эти разговоры о морали! Хороша мораль! Хватит с меня морали! Надо быть выше всякой морали.

    Беранже. А что же вы предлагаете взамен?

    Жан (мечется взад и вперед). Природу!

    Беранже. Природу?

    Жан (продолжая метаться). У природы есть свои законы. А мораль — противоестественна.

    Беранже. Насколько я понимаю, вы хотите заменить законы морали законами джунглейЖан (перебивает его, не переставая метаться). Нужно восстановить основы жизни. Вернуться к первобытной чистоте.

    Беранже. Я с вами никак не могу согласиться.

    Жан (громко сопит). Дышать нечем

    Беранже. Ну подумайте сами, вы же должны понимать, что у нас есть философия, которой у животных нет, и огромное богатство незаменимых ценностей. Они создавались веками человеческой цивилизацией!

    Жан (из ванной). Разрушим все это, и всем будет лучше


    Беранже. Я хочу сказать, человеческое существо, человечность...

    Жан. Человечность свое отжила. Вы старое, сентиментальное чучело. (Скрывается в ванной).

    Беранже. Ну, знаете, как-никак разум...

    Жан (из ванной). Избитые истины! Чепуха!..

    Беранже. Чепуха?

    Жан (из ванной, совсем хриплым голосом, почти нечленораздельно) . Полнейшая!

    - боязнь потерять себя - это признак выдающейся личности или зацикленности на себе, страха перед изменениями, закостенелость и предрассудки, мешающие развитию личности;


    Беранже. Жан был очень гордый человек. А у меня нет честолюбия. Я какой есть, такой и есть, тем и довольствуюсь.

    Дюдар. Может быть, он любил деревню, чистый воздух, простор?.. Может быть, ему требовалось как-то дать себе волю? Я, конечно, говорю это не для того, чтобы его оправдать.

    Беранже. Я понимаю вас, то есть, вернее, пытаюсь понять. И все-таки, если бы даже мне сказали, что я абсолютно лишен воображения, что я мещанин, обыватель, который ничего знать не знает за пределами своего маленького мирка, я бы ни от чего не отступился, я бы все равно стоял на своем.

    - вопросы добра и зла, определение границ нормы и сильной расплывчивости этого понятия.


    По-моему, это просто глупо — сходить с ума из-за того, что несколько человек вздумали сменить шкуру. Им не нравилось в своей. Они вольны распоряжаться собой, это их дело
    Беранже. Надо пресечь зло в корне.

    Дюдар. Зло, зло! Пустое слово! Кто это может знать, где зло, а где добро? Одним нравится одно, другим другое. Вы-то главным образом боитесь за себя. В этом все и дело. Но, право же, вы никогда не превратитесь в носорога... У вас к этому нет призвания!


    Беранже. Да, но человек, превращающийся в носорога, это уж бесспорно нарушение нормы.

    Дюдар. Н-ну, бесспорно!.. Знаете...

    Беранже. Да, бесспорное нарушение нормы, нечто совершенно аномальное.

    Дюдар. Не слишком ли вы уверены в себе? Кто знает, где кончается нормальное и где начинается аномальное? Можете ли вы определить, что такое нормальное, аномальное? Ни с философской, ни с медицинской точки зрения никто до сих пор не мог разрешить этой проблемы.

    Ну и, конечно, вопросы коллективизма и анархизма, желания быть как все и стремление выделиться, то, как общественное мнение и навязанные извне стандарты меняют нашу самооценку и многое-многое другое.


    Беранже (продолжая). ...искалеченный своей ненавистью к начальству, он страдал комплексом неполноценности.

    Дюдар (Беранже). Вы рассуждаете неправильно, ведь Ботар как раз и последовал за своим начальником, за тем самым, кого он называл орудием в руках эксплуататоров. Мне кажется, в данном случае дух коллективизма взял у него верх над анархическими тенденциями.

    Беранже. Носороги — они и есть самые анархисты, потому что они представляют собой меньшинство.
    Дюдар. Меня мучает совесть. Долг повелевает мне следовать за моим начальником и товарищами и не покидать их ни в радости, ни в горе.

    Беранже. Да что вы с ними в брак, что ли, вступили?

    Дюдар. Я отказался от брака, единая большая семья лучше маленькой.

    .

    Зачем же теперь раскаиваться, надо было идти за ними вовремя... Теперь уже поздно — увы! Я чудовище, чудовище! Мне уже никогда не стать носорогом, никогда, никогда! Я не могу измениться. Я бы так хотел, так хотел, но не могу. Я больше не могу на себя смотреть, мне стыдно! (Поворачивается спиной к зеркалу). Я так уродлив! Горе тому, кто хочет сохранить своеобразие! (Вздрогнув, застывает на месте). Ну что ж, делать нечего! Буду защищаться! Один против всех!

    Так что, подводя итог, это весьма интересное произведение, которое хочется обсуждать дольше, чем читать сам текст, оно может служить отправной точной множества дискуссий и именно в этом, на мой взгляд, его главное достоинство.

    80
    1,2K