Рецензия на книгу
Грот танцующих оленей
Клиффорд Саймак
Аноним22 апреля 2013 г.Объёмный и увесистый томик классика американской и мировой научной и одновременно романтической фантастики читать совсем нелегко.
Первое нелегко следует воспринимать буквально — книга весит добрых полкило (если не больше) и в одной руке на весу держать её довольно трудно — выворачивает кисть и с гулким и болезненным стуком валится на грудь при первой же попытке покемарить. Травмоопасно!
Второе нелегко кроется в том, что это — перечитывание, т.е. уже повторное, а то и третичное "знакомство" с детских лет любимым и почитаемым автором. Кое-что уже давным-давно позабыто, но довольно многое из рассказов сборника припоминается. Но, что интересно, и забытое, и припоминаемое читается практически с одинаковым интересом и тем, что можно назвать (произнося непременно с французским прононсом) "романтИк ностальжи". Прелестно!
Третье нелегко состоит в том, что некоторые фактические детали отдельных рассказов изрядно устарели и с позиции дня сегодняшнего воспринимаются со значком "ретро". Но! — именно что только "некоторые" и "отдельных", да и то, всё это не имеет ровно никакого значения, потому что на самом деле внешний фантастический антураж Саймаку нужен только для того, чтобы посмотреть, как будет вести себя Человек, помещённый в те или иные условия с фантастическими допущениями. И в этом он большой Гуманист, товарищ Клиффорд Саймак, воистину, пользуясь позаимствованным у "Литературки" выражением, он самый настоящий "людовед и душелюб". Не зря же он, вкупе с ещё десятком других громких имён, входит в золотой фонд мировой фантастики. Заслуженно!
Четвёртое нелегко происходит из банального количественного показателя — рассказов в сборнике ни много ни мало, а всего-навсего 32. А ведь нелегко подряд читать не пустопорожнюю развлекуху какую-нибудь, а довольно сложные и насыщенные вещи — пусть это порой всего 10 страниц текста, но ведь это текст Саймака, у которого ничего не бывает просто так или походя. И потому практически после каждого рассказа требуется какое-то время на проживание и переживание, на осмысление и вчувствование, с тем, чтобы освободить территорию для следующего рассказа — и так нужно проделать 32 раза. А книга-то библиотечная и скоро срок сдачи — придётся продлить, однако! Это я к тому, что, наверное, вовсе не всегда оправдано размещение в одном томе как можно бОльшего количества произведений автора — время чтения увеличивается едва ли не на порядок, да и порой хочется отложить книгу и переплести её другой, разбавить третьей и т.д. (что я и делал!).
А пятое нелегко имеет сугубо личные причины — сознаёшь, что в силу изрядного возраста и быстроты бегущих дней, а также громадного обжорного чтецовского аппетита на книги и новых авторов, вряд ли ещё раз сможешь перечитать рассказы великолепного мастера этого жанра — Клиффорда Саймака :-(. Но что совершенно точно — непременно перечитаю его "Заповедник гоблинов" и "Город". Зуб даю! Мудрости :-))
48261