Рецензия на книгу
The Silence of Bones
Джун Хёр
Аноним30 января 2022 г.«Иногда чудовищами рождаются, а иногда – становятся от накопившейся боли»
Как уверяет сама автор – в основе книги лежит реальная история, происходившая в Корее эпохи Чосон в самом начале XIX столетия. И действительно, Джун Хёр хорошо удалось передать колорит эпохи – все эти внутренние противоречия, фанатичную религиозную борьбу против христиан, интриги в самих верхах политических кругов, распри среди власть имущих. Впрочем, всё это несколько нивелирует историю самой Соль, а вместе с ней и простых обывателей Чосона. То, что начиналось как простое криминальное происшествие, в дальнейшем вылилось в жуткую семейную тайну о потерянном брате… а в конечном итоге сошлось на интригах в высших политических кругах. Как-то чрезмерно широкий круг действия получается, если вы меня понимаете. С этим автор несколько перестаралась.
Впрочем, всякие желающие могут получить от этой книги своё – и страшное семейное предание, и криминальные преступления – убийства следуют одно за другим, и жуткие политические интриги в высших слоях общества, в которые ввиду обстоятельств оказываются втянутыми рядовые граждане. На автора скорее всего прямое влияние оказала скандальные произведение классика Сюсаку Эндо «Молчане», повествующее о подобном же преследовании христиан в соседней Японии. Это прослеживается сразу в нескольких аспектах. Похоже, отсылка на эти аналогии отслеживается уже в названии романа.
Книга действительно хорошо раскрывает весь противоречивый и страшный мир эпохи Чосона. С его абсолютно бесправным положением женщин, непримиримым противостоянием власть имеющих и абсолютно бесправных, вынужденным постоянно пресмыкаться, надменным отношением верхов к низшим сословия, будто к каким-то рабам. В этом отношении показательна трансформация взаимоотношений юной сироты Соль, что становится помощницей полиции и инспектора Хана. Как тот надменно относился к девушке, таскал её за волосы, приказывал и распоряжался, будто неким животным, а не человеком вовсе. А после известного случая стал потихоньку уважать, обращался за помощью, и тоже в долгу не остался.
Честно говоря, сперва можно было запутаться во всех этих интригах, сложных иерархиях и связях, кто кому приходятся. Добавьте сюда то, что Джун Хёр времени зря не теряет – действие в книге развивается довольно стремительно, хотя и бывает она даёт своему читателю время порефлексировать. Исходя из этого, лучше было бы авторское послесловие, раскрывающее обстоятельства эпохи и противостояния, описанные в романе – поместить в самом начале, а не в конце произведения. Это позволило бы читателю лучше разобраться в противостоянии «южан» и «старых», христиан и приверженцев традиционных верований, преследовании старого священника.
Интересно, мне одному показалось явное влияние на автора ещё и западных стандартов в построении фабулы, того как развивается действие. В традиционном корейском/восточном стиле это происходит несколько иначе. Хотя концовка – то, какая судьба в конечном итоге постигла инспектора Хана – всё же видно традиционное корейское видение человеческого предназначения, в истинном буддийском смысле. От этого остаётся некоторое послевкусие. Вроде и история закончилась, и интрига раскрыта. Но эпоха пика гонений ещё только грядёт, а Соль – «эту девчонку» – зовут назад, на службу. Кто знает, что ещё её ждёт впереди. Было бы интересно проследить дальше.
10157