Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Гений и богиня

Олдос Хаксли

  • Аватар пользователя
    EkaterinaVihlyaeva27 января 2022 г.

    Это, несомненно, никакой не любовный треугольник, книга вообще не об этом.
    Молодой человек, воспитанный отцом-священником и матерью- религиозной фанатичкой, совсем не знает жизни- голова его забита запретами, страхами божьей кары, строгими правилами на все случаи жизни; причем вера давно испарилась, а запреты остались; и вот, по окончании университета, его приглашают поработать помощником известного профессора, и это не только интересно для него, но и позволяет вырваться из цепких рук матери.
    Риверс попадает в совершенно необычную семью: профессор- гений в своей области- совершенно неприспособлен к жизни, это чудаковатый, большой ребенок, страшный эгоист- он живет в своем мире, ему нужен лишь комфорт.
    Его жена- Кэти- кажется Риверсу прекрасной языческой богиней- она красива, радушна, всегда спокойна, легко справляется с проблемами, она- источник жизненной силы, на ней держится все существование семьи.
    Еще в семье двое детей, старшая дочь- со своими подростковыми страданиями, эмоциональными всплесками и игрой гормонов.
    Риверс и работает, и живет в этой семье. Надо сказать, что рассказ ведется от его лица,и все события он вспоминает спустя много лет, уже состарившись, на многое глядя другими глазами, с высоты жизненного опыта.
    Случается так, что у Кэти заболевает мать,и она вынуждена уехать на три недели. Но профессор даже дня не может вынести без нее- он живет ее энергией, питается ее жизненными соками, без нее он стареет на глазах и заболевает, причем довольно серьезно.
    Однако Кэти возвращается измученной, уставшей- смерть матери сильно подкосила ее. Она думает о смерти- как мучительно, одна за другой, рвутся нити, соединяющие человека с жизнью, как он одинок при этом- да и все мы одиноки и в болезни, и в смерти...
    У нее совсем нет энергии для больного мужа, ее мучит бессонница, нет аппетита...
    И она приходит к Риверсу- выплакаться и рассказать обо всем, что ее терзает; здоровый секс, здоровый сон, сытный завтрак- и она оживает, становится прежней. Произошедшему она не придает значения, да и так ли это все важно? Она- как язычница, она интуитивно нашла источник силы, необходимый для нее сейчас. Муж, конечно, сразу идет на поправку.
    И что есть, действительно, нормы морали, в данном случае? По сути, это бесконечные ограничения, наложенные на нас христианством. А ведь были великие цивилизации, которые, будучи языческими, не имели этих бесконечных запретов- сколько прекрасного создано ими, и то, что создаем мы, опирается изначально на их наследие.
    Дочь же по-подростковому влюблена в Риверса, тут и стихи, и яркая косметика, пока никто не видит- конечно, для окружающих она еще ребенок, и такое отношение делает ее мрачной, совершенно невыносимой, да еще она и ревнует к матери- но такие вещи подростки перерастают, все это не столь важно. Как милы и очаровательны дети, не достигшие еще этого периода, например ее братик!
    Но даже в христианском обществе существует то, что не подвластно воле человека- как бы это не обьясняли божьей волей- это рок, фатум, судьба. И злой рок настигает семью...
    В книге в ходе неспешной беседы пожилых приятелей вплывает много философских и жизненных вопросов, тем более, что речь богата цитатами из древних или из библии, что особенно приятно.
    Отличная книга, на мой взгляд.

    7
    587